Лица БРИКС
- Группа БРИКС предлагает двух кандидатов на пост главы Всемирного банка, нигерийку Нгози Оконджу-Ивеалу и колумбийца Хосе Антонио Окампо (José Antonio Ocampo). Есть ли у них шанс обойти американского кандидата Дзин Ён Кима?
- Исход голосования известен заранее. Дзин Ён Кима изберут на этот пост, тем более, что после того как его кандидатуру выдвинул президент Обама, его поддержал и Китай. Нужно иметь в виду, что с 1945 года США и Европа поделили между собой роли: Америке достался Всемирный банк, а Европе - Международный валютный фонд. Американцы и европейцы, по всей видимости, заинтересованы в сохранении этого статус-кво. Если первые потеряют Всемирный банк, то и вторые в дальнейшем могут быть вынуждены отказаться от МВФ. Таким образом, Европа будет голосовать за Дзин Ён Кима. То же самое касается Японии и Южной Кореи, откуда родом американский кандидат. Если сложить голоса США, 27 стран Евросоюза, Японии и Юной Кореи, то получается… 50,6%!
Кроме того, для американцев это вопрос престижа и политического имиджа. Если их кандидат потерпит поражение, это будет тяжелым ударом для Обамы накануне выборов. Республиканцы немедленно заявят, что он неспособен отстоять национальные интересы.
Кроме того, шансы Нгози Оконджу-Ивеалы и Хосе Антонио Окампо тем незначительнее, что среди развивающихся стран нет единого мнения. Существует слишком много причин для разногласий и конфликтов интересов между Китаем и Индией, Индией и Пакистаном, Мексикой, Бразилией и Аргентиной. После реформы 2010 года право голоса Нигерии было урезано, хотя она и является самой густонаселенной страной на африканском континенте. То есть, кандидатура Нгози Оконджу-Ивеалы выглядит как стремление "опротестовать" несправедливую реформу. Мексика, которая в 2011 году представила кандидатуру Августина Картенса (Agustin Carstens) на замену Доминику Стросс-Кану (Dominique Strauss-Kahn) на посту гендиректора МВФ, в свою очередь пытается заставить окружающих прислушаться к голосу Латинской Америки. Кроме того, важную роль для нее играет стремление создать противовес для растущей мощи Бразилии.
- Если бы кандидата БРИКС избрали главой Всемирного банка, какие конкретно изменения произошли бы в этой международной организации и ее политике?
- Не стоит заблуждаться: эта борьба имеет по большей части лишь символическое значение. Избрание африканца, латиноамериканца или азиата на пост главы Всемирного банка стало бы дополнительным признаком растущего влияния развивающихся стран. В то же время на повседневной работе Всемирного банка подобный поворот событий отразился бы крайне незначительно.
Кто бы ни возглавлял эту организацию, займы, которые предоставляет Всемирный банк и его агентства (Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям) государствам, муниципальным властям и частным объединениям, продолжат отвечать все тем же критериям: поддержка экономического роста, развитие инфраструктуры, борьба с бедностью. Возможная смена не пошатнет устои Всемирного банка и никак не отразится на его задачах и методах.
- Учитывая, что сегодня на БРИКС приходится более половины роста мировой экономики, нужно ли пересмотреть процедуру избрания главы Всемирного банка, которая по сути резервирует этот пост для Америки?
- Требования развивающихся стран вполне оправданны. Как во Всемирном банке, так и в МВФ можно было бы ввести систему поочередного руководства, в которую были бы вовлечены пять следующих регионов: Северная Америка, Латинская Америка, Европа, Африка и Азиатско-Тихоокеанский регион. Учитывая, что срок полномочий руководителей Всемирного банка и МВФ составляет пять лет, ни один из регионов не будет лишен представительства в обеих организациях более чем на десять лет. Я убежден, что подобную реформу мы увидим уже через несколько лет.
- Вообще, заинтересованы ли развивающиеся страны в кресле президента Всемирного банка или же они могут обойтись без него и создать собственные структуры?
- Развивающиеся страны заинтересованы в том, чтобы продолжать лоббирование для расширения их права голоса и добиться избрания собственного главы организации. Напомним, что по реформе 2010 года право голоса Мексики, Бразилии, Индии и Китая было расширено соответственно с 1,17%, 2,06%, 2,77% и 2,77% до 1,68%, 2,24%, 2,91% и 4,42%. Динамика складывается в их пользу, так зачем же останавливаться на верном пути?
В то же время не стоит быть излишне наивными. У развивающихся стран есть другие способы расширить экономическое и политическое влияние: дипломатия, пожертвования, двусторонние займы, техническая помощь, прямые инвестиции и портфельные инвестиции через государственные фонды.
Норбер Гайар (Norbert Gaillard) – экономист и независимый консультант. Защитил диссертацию по методологии расчета независимых рейтингов в Принстонском университете. Консультировал Международную финансовую корпорацию (IFC), Суверенный Штат Сонора (Мексика), Организацию экономического сотрудничества и развития, а также Всемирный банк.
Перевод - ИноСМИ