ГоловнаСвіт

БРИКС - пятерка союзников или попутчиков?

Саммит стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай Южная Африка) 14 апреля многие сочли вызовом существующей международной политической системе. Однако, судя по всему, такие авансы новому альянсу, как минимум – преждевременны.

БРИКС - пятерка союзников или попутчиков?
Фото: EPA/UPG

Действительно, по формальным показателям, страны БРИКС, составляя 40% населения Земли, производят 18% мирового ВВП (расчет – по паритету покупательной способности), обходя и США и ЕС. Но это механическое сложение очень трудно перевести в реальные экономические механизмы. Переход к торговле в национальных валютах, о котором много говорилось в прессе, вряд ли возможен в условиях нерыночного механизма курсообразования в Китае и более или менее рыночного – в других четырех странах.

Проводя параллели с акционерным обществом, в условиях потери США контрольного пакета акций мировой политической системы, речь, похоже, идет о попытке крупных миноритариев консолидировать свои голоса по интересующим их вопросам. И, несмотря на всю шаткость приведенной аналогии, хочется ради наглядности ее продолжить, оценив сумму акций миропорядка, находящихся в руках БРИКС в «блок-пакет» (25%+1 акция). Проблема БРИКС, однако, состоит в том, что общих вопросов, интересующих всю пятерку, не так уж много.

Фото: EPA/UPG

Намного проще перечислить существующие трения. Так, Индия и Китай – традиционные соперники в регионе с нерешенными территориальными проблемами, и, что самое важное – серьезные конкуренты в борьбе за дефицитные ныне энергоресурсы. Бразилия обеспокоена ростом китайского экспорта и, фактически, присоединилась к требованиям США к Пекину пересмотреть «заниженный» курс юаня. Кроме того, и Бразилия, и ЮАР, являющиеся явными региональными лидерами, с подозрением относятся к росту влияния Китая в Южной Америке и Африке, соответственно: КНР уже несколько лет является лидером по темпам роста инвестиций на обоих континентах.

У России на сегодняшний день нет серьезных противоречий с Поднебесной, хотя мелкие «шероховатости» возникают регулярно: последний факт – казуистический спор по цене поставок российской нефти в Китай (стороны по-разному толкуют один из пунктов договора). Однако, в стратегическом плане Москва прекрасно понимает наличие «китайской угрозы», нависающей над богатой природными ресурсами и бедной ресурсами людскими Сибирью.

Прямым подтверждением наличия многочисленных сложностей в отношениях Китая с другими государствами БРИКС является те подчеркнуто дружественные шаги руководства КНР в отношении своих партнеров в преддверии последнего саммита. Так, Пекин прекратил выдачу особых виз для жителей спорного штата Джамму и Кашмир, что вызывало открытое недовольство Нью-Дели в последние годы, и заявил о возобновлении китайско-индийского военного сотрудничества.

Премьер-министр Индии Манмохан Сингх и председатель КНР Ху Цзиньтао
Фото: EPA/UPG
Премьер-министр Индии Манмохан Сингх и председатель КНР Ху Цзиньтао

Во время последнего визита в Пекин президента Бразилии Дилмы Русефф были заключены крупные коммерческие сделки и инвестиционные договора, что несколько разрядило существующую уже несколько лет напряженность между странами ввиду массированного экспорта из Китая, поддержанного заниженным курсом юаня. Претория получила заверения в том, что интерес КНР к ЮАР не ограничивается стремлением к доступу к полезным ископаемым, а будет направлен и на другие отрасли экономики Южной Африки.

Что же касается точек соприкосновения, то это, прежде всего, сотрудничество России с Китаем, Индией и Бразилией в военной и космической сфере. Кроме того, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР оказались по одну сторону баррикад в рамках т.н. Дохийского раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации об уменьшении тарифов на импорт сельхозпродукции и сокращении государственных дотаций сельхозпроизводителям. (Главными оппонентами является США, ЕС и Япония.)

Возможно, более серьезной целью БРИКС может стать уже давно стоящая на повестке дня (впрочем, не идущая пока дальше разговоров) реформа Совета Безопасности ООН, при которой Бразилия, Индия и ЮАР претендуют войти в состав постоянных членов Совбеза. Пикантность ситуации заключается в том, что такую реформу – с расширением числа постоянных членов поддерживает Москва, но не поддерживает Пекин. Вполне возможно, что это игра, и Китай тоже выступит за расширение числа постоянных членов Совбеза – в случае, если будет точно уверен, что это решение заблокируют США…

В то же время, если отказаться от теории «глобального вызова геополитической монополии США и Запада», каковым, якобы, является создание БРИКС, то намного более адекватно эту пятерку стран описывает архаичный ленинский термин «попутчики». Действительно, у Бразилии, Индии и ЮАР есть причины сотрудничать с Китаем – и в рамках укрепления своих позиций в ВТО, и в рамках повышения своего регионального статуса. Но до вполне конкретных пределов – пока Китай не начнет политически и экономически конкурировать с этими странами в рамках их же регионов (Южной Америки, Индостана с «окрестностями» и Африки, соответственно).

Для России сотрудничество с БРИКС в целом, и с Китаем, в частности – это обратная сторона его трудного геополитического диалога с Западом: мол, у нас имеется альтернатива, причем не только для военно-политического сотрудничества, но и для реализации наших углеводородов. При этом сама «большая геополитическая игра» РФ и Европы (при согласии США) идет по строгим, хотя и неписанным правилам: торгуемся по цене российского газа и маршрутам его транспортировки, но, в конце концов, Европе должен достаться возможный максимум, а Китаю – «остаточный» минимум.

Фото: EPA/UPG

Вот и сейчас, ЕС с РФ обсуждают принципы ценообразования на газ, в результате которых, Москва, скорее всего, пойдет на «скидки» и спотовый принцип, а Брюссель не будет вставлять палки в колеса «Южному потоку» (Кстати, трубопровод «Северный поток» будет завершен к середине мая с.г.).

Таким образом, только Китаю БРИКС может представляться инструментом реализации его планов превратиться во вторую мировую державу. Однако, как мы видим, его «попутчики» не готовы пройти с Поднебесной не то, что весь, а даже сколько-нибудь значительную часть великого китайского пути в ХХІ веке…

Кроме того, после аварии на Фукусиме Пекин рискует столкнуться с еще большим дефицитом природных энергоресурсов, – из-за отказа ряда крупных стран-потребителей энергии от атомных станций. Так что, КНР ждут отнюдь не розовые перспективы, и нет оснований полагать, что БРИКС как-то повлияет на состояние этих самых перспектив.

Более того, есть все основания полагать, что такие крупные миноритарии современного мирового порядка, как Бразилия, Россия и Индия, будут время от времени дополнять американский пакет акций до контрольного, а не обирать вместе с Китаем «блок-пакет»…

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram