Плохо то, что прозвучало опровержение информации о возможности предоставления дополнительного займа в размере $6 млрд. Это действительно важно. Но почему-то не очень привлекло внимание общественности. И вопрос не только в том, что на фоне предыдущих реляций было дополнительно подчеркнуто об отсутствии договоренности с Россией (это отдельная тема, если хотите), в данный момент важен другой вопрос - баланса государственных финансов.
Попробую представить текущую ситуацию с выполнением госбюджета. Для удобства, в табличной форме.
Данные по состоянию на 01.11.2011 в млрд грн, по официальной информации (сайты МФУ, Казначейства, ВРУ, НБУ).
Что мы имеем?
Допустим, правительству удастся в полном объеме собрать плановые доходы бюджета (смелое предположение, но допустим!). Обязательства по выплатам из госбюджета до конца года составляют 78,3 млрд грн. Нужно также погасить долги в сумме 9,5 млрд грн (без учета долга ВТБ: 25,5 млрд минус 16 млрд грн).
Но с учетом плановых поступлений по году в размере 49,2 млрд грн, нехватка средств составит 38,6 млрд грн (49,2 минус 78,3 минус 9,5) до конца года. Если допустить еще одно чудо – возврат займов бюджету, то по самым оптимистическим расчетам кассовый разрыв составляет 32,5 млрд грн.
Много это или мало? Все относительно. Главное - реально ли? А тут вопрос лишь возможностей финансирования этого кассового разрыва.
Какие есть возможности у государства?
НБУ уже давно перечислил все свои "превышения доходов над издержками", которые были (или их не было, но кому-то казалось, что есть). К вопросу об НБУ мы еще вернемся - эта палочка-выручалочка для бюджета достойна отдельного акцента. Но пока об НБУ забудем - нет у Центробанка возможности финансировать кассовый разрыв.
Усиление давления на бизнес и дополнительные сверхплановые доходы бюджета? Не смешно!..
Что остается? Резать расходы и/или заимствовать!
О заимствованиях. Это одна из наибольших сегодня проблем для Украины. Когда уехала миссия МВФ, нас всех убеждали, что основная и единственная нерешенная проблема - это повышение цен газ для населения и коммунэнерго (какие плохие заокеанские дяди).
Проблема в сбалансированности госфинансов!
Итого: кредита МВФ нам пока не видать. А это означает, что и остальные международные финансовые организации денег не дадут. И на внешних рынках делать нечего – там и без нас "долговой кризис". Нет, при большом желании, но очень дорого, можем попытаться. Однако кто же решится? Больше $1-1,5 млрд мы не возьмем в принципе и по цене никак не меньше 10% годовых (мой оптимизм сегодня зашкаливает, уж извините). Ситуацию с возможностью займа от Китая даже не обсуждаем - г-н Арбузов сам и честно (за что респект) опроверг подобные переговоры. Понимая это, информация об отсутствии договоренности с российскими структурами меня лично весьма обеспокоила! Серьезно! Поверьте, я не желаю зла стране, и радоваться, как один из "попередников", неудачам нынешних керманычей не склонен. Отчего и пытался все это время их предупреждать о рисках и проблемах. Заранее.
Итак, у нас остался лишь внутренний рынок с точки зрения возможности заимствований. И снова не смешно! Свободной гривны на рынке в условиях тотального "высушивания" ликвидности Нацбанком просто нет и в ближайшее время не будет (обещал - вернемся к ним отдельно)! Нет гривны - нет заимствований. Мы уже привыкли к информации, что Минфин не может разместиться на своих аукционах. Кстати, в этом году впервые за все годы независимости на рынке первичного размещения государством своих долговых инструментов было зафиксирована, а потом и стала традицией, ситуация, когда на аукцион не подавалось вообще ни одной заявки. Не помогли и извращения в виде привязанных к курсу доллара гривневых ОВГЗ. Нет, если сильно натужиться, то миллиардов 10 Минфин соберет, но это же не решает проблемы! Необходимо ведь – 32,5!
До того, как обсудить возможность сокращения расходов, поговорим об НБУ. Почему Нацбанк правительству сегодня не помощник. В НБУ поставили себе задачу (сами ли, по заданию ли - неважно) удержать курс гривны и инфляцию любой ценой минимум до Нового года. На алтарь этой задачи были положены золотовалютные резервы, ликвидность (а, следовательно, способность банков выживать), коммерческие обменные пункты... Придуманы неоднозначные решения по введению паспортизации обменных операций, изменены требования по валютной позиции для банков (чем дополнительно увеличили риски внутри банковской системы), придумываются квазирыночные инструменты – заменители валюты как средства накопления и сбережения… В результате стоимость денег подскочила и перевалила за 30% годовых. Банки, а значит и вся экономика, оказались в патовой ситуации. И она продолжаться долго не может! Свернуться все может как карточный домик. В 2008 году "первой фишкой" стал Проминвестбанк - не было бы ситуации вокруг его искусственного банкротства и последовавшей паники, ситуация могла развиваться не столь трагично... Таким образом, НБУ и так играет за гранью фола и правительству сейчас помочь не сможет.
Остается резать расходы. Но не расходы на себя, любимых! При этом в законе о госбюджете на текущий год правительство заложило себе целый ряд возможностей без законов, решений парламента и т.п., самостоятельно резать все, что заблагорассудится!
Первыми под раздачу "экономии" попали афганцы, "чернобыльцы", дети войны... (И кто же там у них (в правительстве) такой изощренно креативный то?!.) Даже "легенду" для общественного пользования придумали – якобы они (эти самые "льготники наглые") получают баснословные деньжищи – ату их! Теперь цинизм и решимость, несмотря на трупы, понятна? Что еще следует ожидать? Кто следующий?!.
А и тут нет предела прозорливости. О матерях-одиночках мы уже слышали – ну самые облагодетельствованные люди. Следующими могут стать и госпредприятия. Все просто. У них в целях бюджета якобы проще отбирать (это мы еще, как говорится, будем посмотреть!). Казалось бы, что уж проще - дать команду не тратить деньги ни на что, кроме зарплаты и коммуналки. А остальное - вопрос техники - изъять. Эффект будет, но не уверен, что позитивный.
Что остается делать? Не на коленях же упрашивать Белокаменную или заокеанские фонды?!. Мы сами кого угодно поставим! И не только на колени!..
Умудриться не в кризис (чего не допустили в 2009 году), а в ситуации роста экономики создать такую ситуацию с выплатами – это нужно уметь. Профессионалы! Кстати, с начала года в госбюджет 2011 было внесено 13 изменений и, как следствие, расходы увеличены на 17,5 млрд грн. Из сегодняшней дыры в 32,5 млрд грн без этих изменений необходимо было бы найти за оставшиеся два месяца (анализ делался на статистике по 10 месяцев) всего 15 млрд. Эту планку Минфин при небольшой поддержке НБУ мог бы преодолеть на внутреннем рынке заимствований. Правительство само создало проблемы, меняя бюджет! Только отдуваться теперь приходится предпринимателям, афганцам, «чернобыльцам», детям войны, одиноким матерям… P.S.: Я родился и вырос в городе Припять. Это именно в нем находится Чернобыльская АЭС, если кто не знает. Мои родители, родные, близкие - те самые "чернобыльцы". Пройдя то, что они прошли, потеряв дом, здоровье, а многие и жизни, не они должны у государства выпрашивать подачки, а власть обязана отдать им должное! Поэтому я не могу и стану верить в сказки о том, что эти люди катаются как сыр в масле. Могу лишь попытаться помочь понять причины нынешних социальных проблем.