ГлавнаяЭкономикаГосударство

Дефицит реформ

«Больному стало так плохо, что пришлось срочно делать операцию. Страна тратит больше, чем зарабатывает, вот власть и умерила свои аппетиты», – говорит об изменениях в бюджете президент Центра экономического развития Александр Пасхавер.

Дефицит реформ

17 июля вступили в силу поправки в бюджет и пенсионное законодательство, согласно которым мы обязались потратить в 2010 году на 17 млрд. грн государственных денег меньше. Правда, сэкономить всю эту сумму не получится – доходы также уменьшились на 13,4 млрд. грн. По итогам первого квартала стало ясно, что бизнесмены не спешат нести деньги в государственную казну, и планы урезали.

Хирургическое вмешательство не помогло свести концы с концами. Дефицит бюджета (превышение расходов над доходами) все равно составляет 54,1 млрд. грн или 4,99% ВВП. «Точно как в магазине на ценнике, – отмечает аналитик Astrum Investment Management Алексей Блинов. – Не нужно питать иллюзий, что эта цифра будет соблюдена. Считали-то специально для МВФ, чтобы получить кредит в валюте фактически под 4% годовых».

Чиновники говорят, что деньги МВФ не будут потрачены на латание бюджетных дыр – только на структурные реформы. А покрывать дефицит бюджета помогут другие выгодные займы, которые мы сможем получить после договора с МВФ. Кабмин даже отказался от размещения долговых бумаг на внешних рынках. Заявленный правительством уровень доходности облигаций в 6–7% годовых показался потенциальным кредиторам слишком низким – они рассчитывали как минимум на 8%, сообщил «Интерфакс-Украина». После осторожной разведки Кабмин отложил распродажу ценных бумаг до лучших времен. После того как придут деньги МВФ, облигации можно будет размещать на более выгодных условиях. Чиновники рассчитывают привлечь таким образом $2 млрд. до конца сентября.

Но даже если с другими займами не получится – не страшно. Юлия Тимошенко в бытность свою премьер-министром успешно кормила бюджет траншами МВФ, что вызывало негодование ее оппонентов. И Партия регионов тогда обвиняла МВФ в политической поддержке Юлии Тимошенко. А президент Виктор Ющенко сетовал на бесполезность иностранных денег в отсутствие реформ. Похоже, история повторяется. Теперь пани Тимошенко в оппозиции и обвиняет правительство в желании рассчитаться с «РосУкрЭнерго» за газ деньгами МВФ.

Налоги минус

Сотрудники налоговой администрации должны быть рады изменениям в бюджете. Ведь планы по сбору налогов заметно снизятся. В первую очередь это касается налога на добавленную стоимость (НДС), которого соберут на 12,9 млрд. грн меньше (2,5 млрд. из этих денег возместили бы плательщикам обратно, то есть фактическое уменьшение составило около 10,5 млрд.). Еще 0,45 млрд. грн не поступят по статье «налог на прибыль предприятий».

Поступления от приватизации государственных предприятий также сократятся на 3,65 млрд. грн. Но сотрудникам Фонда государственного имущества все равно нужно будет продать активов на 6,35 млрд. грн до конца года (за пять месяцев они получили только 177 млн. грн или 1,8% от запланированного объема).

Но даже после этих корректировок многие экономисты называют доходы бюджета оптимистичными, а говоря проще, завышенными. «Внесение изменений в бюджет является фактором позитивным, поскольку бюджетные показатели приблизились к реальности. Однако мы все же не исключаем, что потребуются дополнительные корректировки, поскольку план по налогу на добавленную стоимость остается довольно амбициозным. Сейчас ожидаемые темпы роста налоговых поступлений составляют 24% к предыдущему году. При этом прогнозный рост реального ВВП составляет лишь на 4%, а инфляция ожидается на уровне 13%. В сумме это дает около 17%, но не 24%. Таким образом без улучшения качества налогового администрирования выполнить этот план будет довольно сложно», – говорит аналитик компании «Ренессанс Капитал» Анастасия Головач. К тому же предыдущее правительство ввело практику сбора налогов авансом и не возмещало НДС. Можно ли теперь рассчитывать на бурный рост налоговых поступлений?

А вот кому изменения в бюджет и пенсионное законодательство еще аукнутся, так это плательщикам единого налога. Правительство заставит малый бизнес скинуться на покрытие дефицита Пенсионного фонда. В принятом документе нагрузка на бюджет по этой строке снизится на 3 млрд. грн. Зато субъекты предпринимательской деятельности – физические лица будут вынуждены платить «не меньше минимального размера страхового взноса за каждое лицо». Фактически речь идет об идее Юлии Тимошенко заставить СПДшников платить кроме «единого» налога еще и взнос в Пенсионный фонд в размере порядка 200 грн. в месяц. В прошлом году мелкие бизнесмены смогли утопить опасную инициативу в судебном болоте. Теперь это не удастся сделать, ведь инициатива принята на уровне закона. Возможно, крупные фирмы, которые при помощи СПД минимизируют налоги, и справятся с такой нагрузкой. Но кустари в регионах, которые и так едва платили 200 грн единого налога, от роста отчислений в два раза просто сбегут в тень.

На чем сэкономили

Перечень урезанных расходов смотреть интереснее, ведь это небывалое дело – чиновники сокращают бюджеты, вместо того чтобы их осваивать. Самая большая экономия – в 8,75 млрд. грн – на Стабфонде. В итоге пострадали сельхозпроизводители, угольная отрасль, получатели жилья от государства, программа «Питьевая вода», траты на подготовку к ЕВРО-2012 и проч.

1,8 млрд. грн сэкономили за счет… автомобильных дорог. Главное научно-экспертное управление Верховной Рады на этот счет выдало интересный комментарий: «Кажется как минимум нелогичным уменьшение затрат на содержание и ремонт дорог общего пользования… с одновременной постановкой задания возобновить сотрудничество с МВФ для привлечения иностранных кредитов в транспортный сектор для проведения ремонта автомагистралей».

Но и это еще не все. 1 млрд. грн сняли с капитальных трат бюджетных учреждений. 1,35 млрд. сэкономили на дотациях владельцам коров (!). И при этом пустили на местные выборы дополнительно 1 млрд. грн.

В разрезе получателей картина выглядит еще интереснее. Аппарат Верховной Рады лишился 53,5 млн. грн, Госуправделами (так называемая ДУСя) – 104,3 млн. грн. Причем экономить будут в основном на санаториях, спецклиниках, обслуживании первых лиц и на реконструкции Мариинского дворца.

Государственная судебная администрация потеряла 58,5 млн. грн, большая часть этих денег должна была пойти на автоматизацию документооборота.

У МВД забрали сразу 167 млн. грн, львиная доля которых предназначалась для обеспечения прав и свобод граждан и охраны общественного порядка. Госкомитет по ТВ и радио лишился 24,3 млн. на изготовление телерадиопрограмм для государственных нужд.

Министерство культуры и туризма потеряло 89,8 млн. грн, из-за чего в основном пострадала строка «сохранение историко-культурного наследия в заповедниках». Схожие беды постигли и другие министерства и ведомства (см. таблицу).

Вредная диета

Попытка власти затянуть пояс на хрупкой талии Украины кажется правильной. Да только не каждая экономическая диета поможет стране отойти от кризиса. «Необходимо не столько прямое сокращение расходов и доходов, сколько реформа самого государственного механизма. Система социальной помощи должна быть не тотальная, а адресная. Зачем повышать пенсионный возраст, если нет накопительной пенсии? Не надо взвинчивать цены на газ, пока не установлены счетчики. Сокращать и повышать – это все количественные изменения, а не качественные», ¬– рассуждает экономист Александр Пасхавер.

Судить о реформах правительства можно будет уже осенью, когда Верховная Рада проголосует за новый Налоговый кодекс. На встрече с представителями Европейской бизнес-ассоциации премьер Николай Азаров пообещал, что учтет пожелания бизнеса при подготовке документа: «Попробуем найти баланс. Баланс между необходимостью создания стимулов для деловой активности инвестиций и необходимостью собирать налоги».

Андрій Яніцький Андрій Яніцький , редактор економічного відділу LB.ua
Читайте новости LB.ua в социальной сети Facebook
Темы: ,