ГоловнаЕкономікаДержава

Недоступное жилье

Представители Партии регионов активно критиковали правительство Тимошенко за страсть к иностранным кредитам, но, получив власть, сами стали обивать пороги МВФ в надежде получить заветный займ.

Недоступное жилье

Впрочем, переговоры шли не слишком продуктивно, сроки получения кредита все время отодвигались. И лишь в начале июля киевский офис МВФ только заявил, что по большинству вопросов договоренности достигнуты, и направил в Вашингтон просьбу дать Украине $14,9 млрд. Переговоры затянулись в частности из-за желания американцев лоббировать интересы своих компаний, которым украинское правительство не вернуло долги по НДС. Согласно первоначальному плану наших чиновников, вместо долгов всем экспортерам предполагалось дать ценные бумаги – так называемые НДС-облигации. Однако такие бумаги сами предприниматели обычно вынуждены продавать банкам, и продавать со скидкой.

Просьбу о предоставлении нового кредита Совет Фонда рассмотрит 28 июля. Вроде как это формальность – до сих пор Совет обычно утверждал все проекты, подаваемые киевским офисом МВФ. Однако в этом случае проект могут не утвердить. Главное условие – Украина должна «одобрить законодательные изменения, касающиеся бюджета и финансового сектора».

Что скрывается за это туманной фразой?

Поменьше пенсий и квартир

Во-первых, это увеличение пенсионного возраста. Увеличение постепенное – в течение 5 лет и под видом заботы о самих трудящихся. «Я достаточно часто … получаю заявления от работников органов государственного управления, женщин, достигших 55 лет, с просьбой продлить им службу еще на два–три года», – говорит министр труда и социальной политики Украины Василий Надрага. При этом забывается простая арифметика: сейчас работающий пенсионер получает и пенсию, и зарплату, а после реформы – только зарплату. Снижение доходов людей пожилого возраста в стране, где медицина на самом деле очень дорогая, напрямую повлияет и на качество, и на продолжительность жизни. Грубо говоря, то лекарство, которое сейчас работающий пенсионер может купить, после реформы он уже не купит. Кроме того, это изменение сильно отразится на людях предпенсионного возраста, живущих в селах: у большинства из них нет возможности устроиться на работу, а на тяжелый физический труд, чтобы прокормить себя, уже не хватает сил, поэтому пенсии там ждут особо.

Хотя с точки зрения бюджета и макроэкономики идея здравая: ведь если сейчас не сбалансировать бюджет Пенсионного фонда, то в будущем придется делать сокращение пенсий слишком резко.

Другие требования МВФ стали известны тогда, когда правительство внесло в парламент законопроект о снижении расходов бюджета. В этом законопроекте предполагалось: урезать программу строительства доступного жилья на 650 млн. грн – до 390 млн. грн, сократить затраты на госпрограмму «Питьевая вода Украины» на 600 млн. грн – до 500 млн. грн. Финансирование программы подготовки чемпионата Европы по футболу 2012 года предлагается сократить на 400 млн. грн – до 6,295 млрд. грн. Инвестиции Стабфонда бюджета в инфраструктурные объекты, объекты социально-культурной сферы, капитальные затраты бюджетных учреждений и другие первоочередные общегосударственные меры предлагается сократить на 200 млн. грн – до 991,894 млн. грн.

При этом в пояснительной записке все эти программы названы «не первоочередными и неприоритетными».

Получается очень странная картина – сначала нам говорят, что программа сотрудничества с МВФ даст толчок экономике страны. В официальном пресс-релизе Фонда сказано: «реформы нацелены на модернизацию экономики и улучшение предпринимательской среды». А при более детальном изучении вопроса выясняется, что для того, чтобы получить помощь, мы должны существенно сократить строительство, инфраструктурные проекты и даже программы по подготовке к Евро-2012. Хотя еще в начале кризиса десятки экспертов наперебой уверяли, что главное лекарство от экономических проблем – инвестирование в строительство домов и дорог, что оживляет все сопутствующие отрасли и сокращает безработицу.

Пока что идея урезать эти расходы провалилась в парламенте. Однако если она и дальше не будет принята, то Совет МВФ все-таки не утвердит предоставление Украине $14,9 млрд. И теперь мы в прямой зависимости.

Теория заговора

Тут впору рассказать о теории заговора, мол, эти проклятые американцы хотят всех нас погубить. Однако все может оказаться намного проще. «Если правительство сокращает финансирование каких-то программ, значит, оно считает их неэффективными или эти программы финансируются только частично», – предполагает директор экономических программ Аналитического центра им. Разумкова Василий Юрчишин. Другие эксперты считают, что сократить могут те программы, куда все равно не поступало бы много денег из-за высокой коррупции или слишком долгого срока реализации самих программ. Изначальные идеи МВФ абсолютно правильны с экономической точки зрения. Еще предыдущая начальница миссии МВФ в Киеве Джейла Пазарбазилоу говорила так о расходах бюджета Украины: «Вы живете не по средствам и не можете себе этого позволить». Но открытым остается другой вопрос – почему для сокращения расходов бюджета правительство выбрало именно эти программы, тогда как расходы на Государственное управление делами и Верховную Раду в бюджете этого года были увеличены? Почему, урезая расходы на доступное жилье, правительство позволяет МВД закупать новые – и, по словам бывшего главы ведомства Юрия Луценко, совершенно не нужные Министерству – иномарки на сумму около 6 млн. грн?

Деньги МВФ из помощи для экономики превращаются в наркотик. И новый транш нам необходим не столько для поддержания экономики, сколько затем, чтобы вернуть старые долги МВФ, образовавшиеся еще в 2008 году при президентстве Виктора Ющенко. Ведь первые платежи по этому кредиту – $230 млн. – нужно делать уже в этом году, и столько же в следующем. Вопрос только в том, как долго страна протянет на таком наркотике.

Влад ГоловинВлад Головин, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram