ГоловнаЕкономікаБізнес

Ничья?

«Мы отыграли $4 млрд. на газе ежегодно, что вам еще надо?» – раздраженно спросил источник в Администрации президента, пытаясь пояснить суть договоренностей Януковича и Медведева, достигнутые в ходе их рабочих визитов в Харьков.

Ничья?
Фото: aif.ru

В то же время, если верить российскому президенту, Украина эти деньги сэкономит только частично, поскольку «технически» они будут перераспределены с платы за аренду Черноморского флота в нефтегазовый профицит. Остальные же пункты, по которым Украина имела все основания системно добиваться пересмотра – чтоб как в Европе, – в допсоглашении к газовому контракту не затронуты

Если проанализировать, что конкретно получила от пересмотра газового контракта Украина, окажется, что сдвиги к лучшему есть. Для промышленности и хозяйствующего субъекта НАК «Нафтогаз Украины». Основной бонус – это то, что цена на газ будет снижена на 30%, но не более чем на $100 за каждую тысячу кубометров. Скидка зафиксирована не формулой цены, а распространяется только на экспортную пошлину, которая устанавливается российским правительством. На второй квартал цена внутриукраинского газа составит около $235 за тыс. куб. м. А к концу года, как прогнозирует экономист компании Astrum Investment Management Алексей Блинов, эта цифра достигнет $245–260. Как следствие, по словам эксперта, внешнеторговый баланс Украины с Россией к концу года может выйти в небольшой плюс. К слову, его коллега, стратег Astrum Константин Литвин отмечает, что договоренность о скидке на газ уже в первый день стала катализатором роста украинского фондового рынка. Индексы УБ и ПФТС 21 апреля выросли на 1,1%.

Фото: newzz.in.ua

Впрочем, вернемся к газу. В разговоре с «Левым берегом» источники из НАК «Нафтогаз Украины» положительно охарактеризовали внесенные в газовый контракт изменения. «Они позволят стабилизировать финансовую ситуацию НАКа, который получит возможность рассчитываться с российским контрагентом собственными средствами, без привлечения кредитов и выпуска облигаций», – сказал собеседник «Левого берега». Правда, уточнив, что его прогноз сработает только при условии наведения платежной дисциплины на внутреннем рынке. Так, за прошлый год долги предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) перед «Нафтогазом» составили 3,8 млрд. грн.

К слову, Алексей Блинов предупреждает: новая скидка не означает, что аннулирована необходимость пересмотра тарифов на газ и услуги ТКЭ для населения. Просто рост этих тарифов будет более взвешенным. Да и на продукции промышленных потребителей новый контракт отразится не сразу, поскольку среднегодовая цена на газ в текущем году все равно будет превышать прошлогодние $210.

Еще одним позитивным моментом собеседник «Левого берега» из «Нафтогаза» назвал тот факт, что внесенные изменения зафиксированы на весь срок действия контракта – то есть до 2019 года. «Это значит, что на ближайшие 9 лет в газовой сфере мы получили стабильность и прогнозируемость в отношениях с российским контрагентом», – отметил аналитик. Вместе с тем, подчеркнем, что формулу цены «Газпром» менять наотрез отказался – скидка зафиксирована только в понижающем коэффициенте на пошлину, а не непосредственно в цене газа. Это дает России большую свободу действий, если вдруг снова появится желание пересмотреть контракт.

Алексей Миллер, глава "Газпрома", будет продавать Украине газ дешевле, но в больших объёмах

Фото: Photoexpress/UPG

С точки зрения финансовой деятельности нефтегазового монополиста, сложно не согласиться с экспертом. В этом году «Нафтогаз» сможет сэкономить $3 млрд., в дальнейшем – больше. Однако есть нюансы. Первый озвучил на пресс-конференции в среду российский президент. Успокаивая своих сограждан, дескать, Россия совсем не идет на поводу у Киева и не просто так жертвует газпромовские $4 млрд. в год, Дмитрий Медведев заявил, что скидка в размере $100 за тыс. куб. м с цены импортируемого российского газа для Украины будет учитываться в счет арендных платежей за базирование флота. То есть Россия все-таки выторговала «перекрестное субсидирование» в $100 млн. ежегодно.

Еще одним нюансом, который гасит газовый оптимизм украинских чиновников, является тот факт, что оговоренная 100-долларовая скидка является не каким-то эксклюзивным реверансом Медведева с Путиным новой украинской власти, а скорее адекватной реакцией на мировую конъюнктуру цен на газовом рынке. И, по-хорошему, новой власти стоило пересматривать весь долгосрочный контракт, начиная с формулы цены, которая без понижающих коэффициентов почему-то была почти вдвое выше спотовых цен на европейской бирже. Тем более что сформировавшаяся в прошлом году тенденция снижения мировых цен на газ будет продолжаться и в ближайшие годы.

Этот тренд мотивирован ростом объемов добычи газа. В 2009 году, несмотря на кризис, добыча газа в Катаре увеличилась на 37,6%, в Норвегии – на 13%, в США – на 3,7%. В России за тот же период она снизилась на 12,4%.

Революцию на рынке спровоцировало внедрение Штатами новых технологий добычи сланцевого газа, благодаря чему США уже практически удовлетворяют свои потребности за счет внутренней добычи. Поставки в Америку российского и катарского газа минимизированы, а в перспективе будут аннулированы в целом. Более того, эти технологии Соединенные Штаты предложили и Европе, ориентированной на минимизацию энергозависимости от России. Теперь редкая европейская страна не рассматривает хотя бы гипотетически возможность получить собственный сланцевый газ. Тем более что озвученная в предложениях стоимость его добычи составляет около $100–$120 на 1 тыс. кубометров. Даже при условии, что сланцевый газ по энергетической эффективности втрое ниже природного, предложение не сверхдорогое.

Украине же еще проще – у нее есть черноморский шельф с месторождениями традиционного природного газа, добыча которого дешевле и эффективнее. Поэтому закономерно возникает вопрос: почему Киев вслед за европейскими газовыми компаниями E. ON, ENI, GdF Suez, Botas не поднял вопрос об уходе в газовом контракте от принципа take or pay?

Еще один принципиальный момент – отсутствие в контракте условия «качай или плати». Оно могло бы обезопасить Украину от транзитных рисков, которые она несет в случае введения в эксплуатацию Северного и, тем более, Южного потоков. Как отмечает ведущий эксперт Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Омельченко, объемы поставок газпромовского природного газа в страны Европы по заключенным долгосрочным контрактам на период до 2030 года составляют 3,1 трлн. куб. м, и спрос на российский газ расти не будет. Таким образом, после введения в эксплуатацию газопровода Nord Stream ежегодный транзит газа может снизиться со 110 млрд. куб. м до 80–90 млрд. куб. м. А если вдруг будет реализован проект South Stream, то транзит, по подсчетам эксперта, не превысит 50 млрд. куб. м в год.

Фото: www.gzt.ru

Любопытно, что при всем этом в новом допсоглашении к газовому контракту объем закупаемого Украиной газа вырос со 33 млрд. куб. м до 36,5 млрд. в этом году и до 40 млрд. начиная с 2011-го. Нынешний рост объемов оправдан, поскольку, по словам экспертов, минувшая зима оказалась аномально холодной и мы перерасходовали газ из подземных хранилищ как раз на 3 млрд. куб. м. А чем мотивирован рост в дальнейшем – неясно. Тем более, когда вся Европа сокращает объемы закупок у России и на основании роста объемов собственной добычи, и благодаря внедрению энергосберегающих технологий.

Если подытожить, то кроме ценовой скидки, которая и так мотивирована мировыми трендами, бесспорным позитивом можно считать разве что отмену пунктов контракта, относящихся к взаимным штрафным санкциям, которые на основании устных договоренностей Тимошенко и Путина и так на практике не применялись. Но в бумажном виде, разумеется, надежнее. Правда, на этой теме в прошлом году уже отпиарилась Юлия Тимошенко. Не сдав при этом России ни базы под Черноморский флот, ни атомпром, ни авиастроение. И можно не сомневаться, что она приложит все усилия, чтобы к следующим выборам избиратель забыл, что изначальный кабальный контракт с «Газпромом», который со скрипом удалось хотя бы таким ущербным образом пересмотреть, подписывала именно бывшая «газовая принцесса».

Ілона ЗаєцьІлона Заєць, оглядач паливно-енергетичного комплексу
LB.ua в соцмережах: