ГоловнаЕкономікаБізнес

Апология Платона: Десять лет одного дела

Госпредприятие-оператор украинских АЭС «Энергоатом» проиграл на прошлой неделе в Молдове судебное дело на $23 млн. Дело тянется с начала 2000-ных, и все атаки истца – оффшорки Remington Worldwide Ltd – украинские атомщики успешно отбивали. Не без помощи президента, премьера, Минюста. Пользуясь в большинстве случаев тем, что за оффшоркой стоит одиозная фигура молдовского афериста Вячеслава Платона.

Апология Платона: Десять лет одного дела

В 90-тых годах, когда началась эта история, на энергорынке царили времена бартера, сложных вексельных взаимоотношений и отсутствия живых денег. Для атомщиков ситуация усложнялась еще и тем, что ядерное топливо и основное дорогостоящее оборудование производились в России. Часть расчетов происходила по векселям, часть – за товарную продукцию. В те времена на экспорте электроэнергии делались состояния. Оставалось и на ремонты.

Так, в 1999 году Запорожская АЭС и госпредприятие «Укрэнергомашкомплект» заключили договор о приобретении 25 ограничителей напряжения на сумму $33 млн. Договор действовал до конца года. Укрэнергомаш оперативно договорился с питерской компанией-посредником «Мобил» о поставке только 19 единиц на сумму $25 млн, а та – собственно с производителем, тоже питерским НПО «Электрокерамика». Эти 19 ограничителей действительно были поставлены и используются на станции. В конце декабря 1999 года Укрэнергомашкомплект и Электрокерамика подписали дополнение к договору, согласно которому все споры рассматриваются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга. ЗАЭС не выполнила обязательств перед Укрэнергомашкомплектом, но поскольку последний был ликвидирован по процедуре банкротства, ответчиком перед российским предприятием стал «Энергоатом», в структуру которого входит ЗАЭС. 
Молдавская Remington Worldwide Ltd появилась в октябре 2002 года, перекупив у Электрокерамики безнадежную задолженность. Сразу же Remington инициировал судебные процессы на территории всех причастных стран – Украины, России, Молдовы - которые не прекращаются по сей день.

Например, согласно одному из судебных решений, принятых в Молдове, в апреле 2004 года с корсчета Проминвестбанка в Кишиневе было взыскано около $4,2 млн в счет задолженности Энергоатома. Согласно другому – в мае 2005 года арестованы требования Энергоатома к третьим лицам, в частности – ГП «Энергорынок», Днепропетровскому металлургическому комбинату, Алчевскому меткомбинату и т.д. После того, как владелец основных предприятий, попавших под раздачу – Индустриальный союз Донбасса – пошел на мировую с представителем Remington’a, другой молдовской фирмой Pinar-com, его долг перед «Энергоатомом» был списан фактически в полном объеме – 25 млн. грн. У Энергоатома же долг Remington´у снизился всего на 10% - на 2 млн. грн. Эту схему прописали в решениях молдовских судов и украинские предприятия согласились с таким решением, поскольку им это выгодно. В накладе остался только «Энергоатом».

Естественно все эти и аналогичные судебные решения «Энергоатом» опротестовывал. В январе прошлого года экономическая коллегия Высшей судебной палаты Республики Молдова удовлетворила заявление ГП НАЭК “Энергоатом, и списание долгов было аннулировано по причине фальсификации документов, предоставленных представителями компании Remington Worldwide Limited Ltd.

Это не единственный случай, когда Remington ловили за руку на подделке документов, фиктивных доверенностях, создании фирм-однодневок. При этом подмочена репутация Remington’а не только в Украине, но и за рубежом. Компанию связывают с молдовским аферистом Вячеславом Платоном, который отсидел в СИЗО по обвинению в организации заказных убийств, подделке документов и краже денег из молдовского бюджета, находился в розыске Interpol´а. Кроме всего прочего ему был запрещен въезд в Украину, и, тем не менее, пару лет тому его неоднократно наблюдали на Печерских холмах - в окрестностях комитетов Верховной Рады.

Парадоксальная ситуация. Государственная компания-монополист около 10 лет ведет непрекращающиеся судебные тяжбы с сомнительной оффшоркой. Пожалуй, сумма, потраченная на сопровождение дел – услуги адвокатских контор, командировки, через пару лет приблизится к сумме иска. Параллельно предприятие несет убытки из-за арестовывающегося по искам Remington´а в России оборудования, изготовленного российскими подрядчиками для украинских АЭС. Московские журналисты, освещая судебные процессы на своей территории, недоумевают – почему в дело не вмешается украинское государство.

Справедливости ради отметим, что не вся вертикаль власти отстраненно наблюдает за процессом. Время от времени кто-то из «первого списка» оказывает посильную помощь энергетикам, но на системное решение проблемы не решился никто. В начале 2005 года премьер-министр Юлия Тимошенко собрала целую Межведомственную группу для решения молдавских проблем «Энергоатома», но… Результат налицо – вердикт кишиневского суда в пользу «рейдеров».
Из пяти сменившихся с начала тяжбы премьеров только и.о. главы Кабмина Юрий Ехануров единожды переговорил на тему Remington с российским коллегой Михаилом Фрадковым, поскольку основная масса процессов велась на тот момент на российской территории и страдали контрагенты «Энергоатома».

Примерно в тот же период президент Украины Виктор Ющенко написал письмо президенту Молдовы Владимиру Воронину, и «Энергоатому» даже удалось выиграть дело, рассматривавшееся в кишиневском суде. К слову, отметим, что при Воронине Платон был в опале и ходил под уголовным делом. Сейчас уголовное дело заводят уже на сына Воронина, и Платон вздохнул свободнее – не до него.

Летом прошлого года Минюст выиграл дело Remington против государства Украина, которое слушалось в Арбитражном институте торговой палаты в Стокгольме. Чуть ранее замминистра юстиции Евгений Корнейчук публично (открытым письмом) негативно высказался в адрес Remington, что вызвало шквал обвинений в его адрес в едва ли не половине смертных грехов, начиная с коррупции.

Однако, все эти хаотичные телодвижения не назовешь системным решением проблем компании, которая собирается выходить на рынок многомиллиардных валютных заимствований с целью строительства новых ядерных объектов. Причин несколько. Одна из них – в нежелании системно подойти к проблеме со стороны самого Энергоатома. Отказ оператора АЭС платить по долгам обусловлен не только тем, что кредиторка оказалась в руках у афериста. Не только тем, что создается прецедент для взыскания остальных долгов через фирмы-посредники. Но и завышенной суммой сделки, по которой ведется тяжба. В документах СБУ зафиксирована реальная стоимость ограничителей на то время, и она в десять раз ниже законтрактованной цены – не $1,3 млн, а $120 тыс. за штуку.

И это не единичный случай. Осенью Энергоатом вроде бы закрыл на своих условиях другое судебное дело против еще одной компании, к которой имеет отношение Вячеслав Платон – ООО «ВВД». Этот «украинский филиал» Платона судился по поводу неоплаты за поставленные в том же 1999 году на Южно-Украинскую АЭС 4 ротора низкого давления. В свое время эти роторы предназначались для Крымской АЭС, которая должна была работать на морской воде, поэтому указанное оборудование не подходило для использования на других АЭС. После прекращения строительства Крымской станции в 1990 году роторы были демонтированы и реализованы частным фирмам как металлолом. Этот металлолом и купила ЮУ АЭС через третьи руки. Уголовное дело по этому поводу возбуждалось, было закрыто и после резонанса в СМИ снова были попытки его открыть.

Цивилизованный метод решения проблем Энергоатома – подключить к процессу не только Минюст, но и СБУ, экономическую контрразведку, при необходимости Генпрокуратуру и СНБО. Речь идет, в конце концов, о долгах не частной фирмочки, а государственного предприятия, по вопросам развития которого только в 2009 году трижды заседал Совет нацбезопасности. Почему никто не предпринимает эти очевидные шаги?

Вместо ответа на этот вопрос приведем расценки на виды «спецуслуг» в России, открыто опубликованные в учебнике «Криминалистика». Знающие люди утверждают, что прейскурант цен не сильно отличается от украинских.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram