ГоловнаЕкономікаБізнес

Где маржа?

Себестоимость самой модной блузки в любом магазине одежды - $5–10. Даже если вы покупаете джинсы очень известной марки, вы все равно переплачиваете в 4–5 раз. Почему наценка в сотни процентов – норма украинского рынка, разбирался «Левый берег».

Где маржа?
Фото: Макс Левин

Украинцы – самая щедрая нация в мире. Как свидетельствуют исследования французской компании Global Refund, туристы из Украины потратили во французских бутиках в 2009 году в среднем по ?1 481. Это первое место в строке «индивидуальная корзина расходов». Меньше тратят китайцы – ?1 071 и даже россияне – ?1 055.

Однако наши граждане выглядят транжирами только в Европе. На самом деле они ездят в парижские или венские бутики как в магазины секонд-хенд. Там дешевле, чем в Киеве.

Кому платить больше?

Австрия. Вена. Магазин одежды Orsay. Болеро с ценником ?12,9 (143 грн), простая белая блузка – также ?12,9 (143 грн), джинсовая юбка – ?19,9 (220,8 грн), джинсы – ?9,9 (110 грн). Сотрудник научной компании Max F. Perutz Laboratories Венского университета Елена рассказывает, что Orsay можно считать одним из излюбленных магазинов венцев: здесь постоянно скидки в 20–40%, здесь всегда очереди! Минимальная зарплата в Вене – ?1 200, из которых на гардероб средний венец тратит не более 10%. «При этом австрийцы покупают одежду на распродажах. Одеваются недорого, но выглядят стильно», – рассказывает Елена.

Украина. Киев. Магазин Orsay. Аналогичные болеро – 395 грн, блузка – 263 грн, юбка – 263 грн, джинсы – 480 грн. Итого – четыре одинаковые вещи обходятся в 616 грн в Австрии и в 1 401 грн – в Украине.

Дело не в марке и не в стране. Джинсы Levi´s в США стоят 475,4 грн, аналогичные в Украине – 1 199 грн. Блузка-туника ESPRIT в Австрии стоит 510 грн, в Украине – 790 грн. Мужские ботинки PUMA в США – 579 грн, в Украине – 1 050 грн. (Все цены указаны в гривнах по рыночному курсу валют соответствующих стран). Выходит парадокс: народ у нас вроде как беднее, чем в Европе, а одежда почему-то не только стоит дороже, но и продается за эти баснословные цены. Самое простое исследование пути товара от китайских швей до украинских прилавков все объясняет. Дело не в том, что украинцы готовы платить больше, а в том, что нет конкуренции. Покупатели с радостью подыскали бы одежду подешевле, да негде.

Фото: PHL

Какова же маржа?

У обычных оптово-розничных торговцев одеждой чистая разница между ценой покупки и продажи составляет около 200% на нижнее белье из России, 250% на белье из Англии, в среднем 150% на одежду из России, 200% и выше – на одежду из Польши. Эти цифры были получены в результате простого эксперимента – автор запросила (якобы для своего Интернет-магазина) прайсы компаний-производителей одежды из России, Англии и Польши. В присланных материалах были указаны две цены – оптовая (по которой вы закупаете) и рекомендуемая розничная (по которой этот товар продается в рознице).

Один из посредников по продаже одежды известного европейского бренда предоставил «Левому берегу» данные, иллюстрирующие формирование оптовой цены трикотажных изделий этой марки. Согласно документу, себестоимость одного изделия составляет $5–10, в которых 60% приходится на ткань, еще 20% – расходы на зарплату и сопутствующие расходы. Оптовая наценка производителя – до 20%, это максимум. Все остальное «накручивается» уже в Украине.

Пережитки прошлого

Полтора года назад свои огромные барыши торговцы объясняли высоким спросом и очень дорогой арендой торговых площадей. До 30% в конечной цене одежды составляют затраты на аренду помещения. Этот же показатель в странах Европы не превышает 15%.

Кризис на рынке недвижимости лишь временно уровнял ситуацию с арендой. В основном повезло новичкам рынка – им удавалось договариваться работать на новых условиях: не на ставке, а на проценте от оборота магазина. То есть владельцев торгового центра вовлекали в привлечение покупателей. Но «старички», работая на прикормленных старых местах со стабильным покупателем, изменений стоимости аренды не заметили. «Изменять аренду никому не выгодно. Поднимать нельзя – будут съезжать. Но и опускать никто не опускает», – говорит владелица стоковых магазинов в Киеве.

Фото: www.tocenter.ru

Но дело не только в затратах. Зачем снижать цены, если даже слишком дорогие вещи все равно расходятся как горячие пирожки? Торговцы просто привыкли к барышам и не хотят быть поскромнее. «Какую наценку вы планируете ставить на нашу одежду?» – деловито спросил владелец львовской фирмы Dianora. «15%. Это традиционная европейская наценка», – уверенно заявила автор. «Только 15%? Как же вы в таких условиях работать собираетесь?» – абсолютно не понял собеседник. Как оказалось позже, другие оптовые покупатели этой фирмы без угрызений совести ставят наценку от 40%.

Нормальные торговцы всегда идут в обход

«Конечная цена вещицы состоит из закупочной стоимости товара, транспортных перевозок, «растаможки», стоимости аренды помещения, коммунальных платежей, зарплат продавцам», – рассказывает владелица магазина одежды в Черкассах. Это самый прямой путь товара – фактически идеальная система. Но она непригодна для реалий украинского рынка.

Если соблюсти все правила, заплатить все таможенные сборы, то маржа торговца будет невелика. Именно поэтому ищутся обходные пути. В первую очередь, обход таможни. Согласно данным «Укрлегпрома», 90% товара в Украину поставляется теневыми схемами – в обход официальных платежей. Годовой оборот рынка одежды по оценкам его участников составляет $10 млрд., а по официальной статистике – $500 млн.

При этом 90% одежной продукции, которая производится в Украине, идет на экспорт. Украинцы шьют для иностранных фирм, однако заниматься продвижением украинских брендов никто не хочет. Зачем, если есть уже проверенные способы заработка? Например, шить для иностранцев или покупать китайские вещи и навешивать на них модные ярлыки.

Фото: Макс Левин

Доставка товара идет либо почтой, либо, если позволяет территориальная расположенность страны, автотранспортом или поездом. Доставить почтой – дешевле всего. К примеру, посылка весом 9 кг товара из США без оплаты таможенного сбора долетит за 2–3 дня и будет стоить порядка $105. Для ориентировки: в 1 кг одежды – простейший набор летнего гардероба. В конечной цене товара этот способ доставки «весит» порядка 10%. Им пользуются даже оптовики. С обувью, конечно, сложнее, ведь она тяжелее. Именно поэтому торговцы признают – заниматься одеждой более прибыльно, чем обувью.

Если же речь идет о более близкой стране, не отделенной от нас океанами, доставка большей партии товара обходится еще дешевле. Яцек Майхер, экспорт-менеджер польской компании, поставляющей фешн-одежду в Россию и Украину, рассказывает: работу с таможней компания берет на себя, причем способ удобной доставки «всегда можно найти». Главное для поляков – чтобы покупатель выполнил обязательные минимальные условия: закупил товар на сумму, не меньше ?1,5 тыс., с предоплатой в 30–40%.

В Украину также везут много одежды из России. Некоторые поставщики признаются: «Мы доставляем товар поездом. Платим проводнику». Средняя цена такой оплаты – 100–200 грн за одну перевозку.

Жесткой рукой

Впрочем, одежда может стать доступнее. Для этого надо, во-первых, подождать, пока потребительский бум и шопоголизм выльется из жил украинского народа.

Во-вторых, сделать рынок более конкурентным. К примеру, когда испанская компания Inditex собиралась продавать свои вещи в Украине под брендом Zara, сначала предполагала переманивать покупателей дешевизной товара. Что произошло? В Zara такие же высокие цены, как везде на Крещатике. Оказалось, все равно покупают. Зачем терять маржу? Если по такой цене берут, нет смысла ставить цены ниже, – не кривя душой объясняют многие торговцы.

Ірина ПорецькаІрина Порецька, журналіст, автор проекту «Бізнес в декреті»
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram