ГоловнаЕкономікаБізнес

Бройлерная экономика

Скоро половина украинского молока и молочных продуктов будет производиться иностранными компаниями. Лучше всего покупать у наших селян дешевое молоко и продавать его в Украине и за границу получается у французов и россиян. Украинские инвесторы за время независимости научились только выращивать бройлеров.

Бройлерная экономика

 «Около 40% всей отрасли, занятой переработкой молока, принадлежит иностранным инвесторам», – говорит Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации, работавший в начале 2000-х годов вице-премьером по вопросам АПК. «“Юнимилк”, “Винбильдан”, “Данон”, “Люстдорф”», – вспоминает он названия крупных компаний, которые за последние несколько лет скупили множество украинских молокозаводов. Чаще всего именно их продукцию мы видим на прилавках наших магазинов.

Более точно долю иностранцев подсчитать не берется никто. «Некоторые компании, производящие у нас молочные продукты, могут продавать их за границу и в то же время часть продукции завозить со своих заводов в России», – объясняет сложность подсчетов Мария Колесник, руководитель аналитического отдела консалтингового агентства «ААА». Одно известно точно – пока украинские аграрии каждый год рассказывают о том, как мало льгот им дает правительство и какие высокие ставки по банковским кредитам, иностранцы потихоньку скупают одну из самых выгодных отраслей экономики. Тут даже кризис не очень заметен, не то что в банковском деле или строительстве. Если люди не покупают квартиры, это не значит, что они перестанут есть сыр или брать детям молоко. 

Как это получилось
Пищевая промышленность и сельское хозяйство хуже всех перенесли переход от плановой к рыночной экономике. «При СССР государство заботилось о сбыте продукции, потом многие хозяйства были не готовы вести внешнеэкономическую деятельность. У большинства селян не было опыта организации сбыта», – вспоминает Леонид Козаченко о том, как первые годы независимости повлияли на село. Тогда поголовье коров упало катастрофически. Еще в 1990 году в стране было 8,5 млн. коров, в 2001-м – уже 4,9 млн. Смерть животноводства была вполне естественной. «Животноводство в СССР существовало за счет перекрестного субсидирования. Один колхоз давал молоко, другой рассчитывался комбикормами», – говорит Владимир Лапа, руководитель группы экспертов ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса». Как только эти отношения перестали существовать, то выяснилось, что корову дешевле зарезать, чем прокормить. Всего за время независимости поголовье всего крупного скота в стране упало с 25,2 млн. голов до 5,079 млн. – в 5 раз. 

Попытки спасти отрасль  
Именно убыточность животноводства до сих пор является главной причиной снижения поголовья скота. «Сейчас молоко в селе дешевле, чем вода в супермаркетах», – возмущалась на прошлой неделе премьер-министр Юлия Тимошенко. И срочно приказала закупить 3 тыс. молоковозов для крестьян – якобы это их спасет. В рамках придуманного правительством проекта будут созданы обслуживающие кооперативы, которые должны будут покупать у селян молоко в 2-3 раза дороже, чем сейчас покупают молокозаводы. Однако этого еще очень мало. «Покупка молокозаводов – это лишь вершина айсберга. Нужно еще и холодильное оборудование, чтобы это молоко перевозить. Кроме того, молоко от частных хозяйств не бывает высокого качества, и молокозаводы не станут за него много платить», – Владимир Лапа предрекает далеко не радужные перспективы новой идее премьера.

Хотя значительная часть переработки молока досталась иностранцам, производством молока мало кто занимается в промышленном масштабе. 73% всего молока, которое поступает на перерабатывающие заводы, закупается у населения и только 27% – у ферм, где оно обычно высокого качества. В ближайшей перспективе эта ситуация не изменится. Создание больших коровников – это значительные инвестиции, окупающиеся через 5-6 лет, и мало у кого из инвесторов хватает терпения на такие сроки. «Инвесторы привыкли к рентабельности в 100% и очень небольшим срокам, в коровники мало кто будет вкладывать», – говорит Мария Колесник. 

Куда идут деньги
Однако деньги в сельское хозяйство все-таки инвестировались, но в другие направления. Желание побыстрее заработать даже создало неправильный перекос в структуре питания. «Из всего мяса, которое потребляют граждане страны, 44% составляет курятина. Это очень вредно для здоровья, так как питание должно быть сбалансированным. Такой перекос объясняется дешевизной курятины и тем, что инвестиции в ее производство быстро окупаются. Бройлера выращивают за 42 дня, тогда как свинью – за один год, а корову – за два», – объясняет Леонид Козаченко. 
Птицеводство – одна из немногих отраслей в экономике страны, которая не только осталась в руках отечественных инвесторов, но и стабильно растет последнее 4 года. ОАО «Мироновский хлебопродукт» (торговая марка «Наша ряба»), компания «Агромарс» (торговая марка «Гаврилівські курчата») сумели занять, по разным оценкам, от 80 до 90% рынка мяса птицы. А мировой кризис, который разорил множество банков и автомобильных компаний, для производителей бройлеров оказался вовсе не кризисом. Люди стали есть больше курятины, которая всегда была дешевле свинины и говядины. В итоге прибыли одного только «Мироновского хлебопродукта» за І квартал выросли в 2,5 раза до 299 млн. грн, а рентабельность увеличилась с 14% в І квартале 2008 года до 29% за аналогичный период 2009-го. 

Чудеса статистики  
За последние 10 лет количество коров в стране уменьшилось на 51,1%, а производство молока – всего на 22%. То есть коров стало вполовину меньше, а удои не упали даже на четверть. Все как в старом анекдоте: чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее нужно меньше кормить и больше доить. Однако в случае с украинским животноводством анекдот недалек от правды. «Надои падают не такими высокими темпами из-за того, что на больших фермах надои выше, чем у крестьян», – говорит Мария Колесник. Такие же причины называет и Владимир Лапа, эксперт Клуба аграрного бизнеса. По его словам, на фермах коров лучше кормят и поэтому они дают молока больше, чем корова обычного селянина. Этот пример наглядно демонстрирует всю картину изменений в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Украины. Мелкие хозяйства проигрывают большим компаниям и будут проигрывать дальше. Вкладывая деньги в качественные комбикорма, заботясь о правильной селекции, крупные хозяйства достигают более высоких надоев, чем частники.

Влад ГоловинВлад Головин, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram