ГоловнаКультура

Спірний будинок: докладно про конфлікт навколо будівлі на Рейтарській

Здание на улице Рейтарская 8б не один год служит арт-кластером для разнообразных культурных инициатив и выставок. Здесь находится галерея «Дукат», художественный центр «Локация» и арт-пространство в бывшей галерее Educatorium. В 2017 году у здания появился новый совладелец, и летом 2018 года поднялась стоимость аренды помещений. После этого художники с помощью активистов из движения ультрас устроили протест под названием «Речовий доказ» и сквотируют здание, утверждая, что собственники дома овладели им незаконно.

LB.ua поговорил с разными сторонами конфликта и попытался разобраться, что к чему.

Фото: journalist.today

Кому принадлежит здание на Рейтарской 8б

Сейчас дом площадью 2315 кв. м на Рейтарской 8-б принадлежит фирме «Георгиевский резиденс». Ее собственниками являются Оксана Гуляева, сестра народного депутата Олеся Довгого, и Александр Глимбовский, тесть Романа Насирова.

На своей странице Facebook и в комментарии для LB.ua Оксана Гуляева утверждает, что покупала здание на вторичном рынке, начиная с 2014 года по частям, а в 2015 году купила второй этаж дома на аукционе. Так как на покупку помещений она потратила больше денег, чем собиралась, в 2017 году Гуляева привлекла инвестора, бизнесмена Александра Глимбовского, который и стал совладельцем здания.

Кто арендует здание

Гуляева рассказывает, что много лет занималась благотворительностью и планировала отдать часть здания под социальные и культурные проекты. С этой целью в 2016 году Оксана сдала в аренду Леониду Комскому, владельцу галереи “Дукат”, помещение на первом этаже – под галерею, и часть второго и третьего этажей дома – под остальные социально значимые культурные проекты. Стоимость аренды составляла 75 грн за кв. м, что было большой скидкой, по словам Гуляевой.

В своем комментарии для LB.ua Комский не согласился с утверждением насчет скидок: «Когда мы брали в аренду эти помещения, их никто не хотел арендовать много месяцев. Да, мы торговались, вели переговоры с юристами и те цены, которые мы предложили, были достаточно рыночными на тот момент. Больше за это помещение, видимо, никто не давал, потому что сдали его в итоге нам. Мы привели помещение в порядок и сделали его таким, каким оно есть сейчас».

Выставка Павла Макова в галерее "Дукат", 2016
Фото: Facebook / Галерея ДУКАТ
Выставка Павла Макова в галерее "Дукат", 2016

На втором этаже находится художественный центр “Локация”, который является частью арт-кластера и поддерживает сквотирование здания. Его куратор Оксана Белоус рассказывает, что все участники арт-кластера заехали в здание вместе и деньги за аренду помещения сбрасывали в общую казну, так как договор об аренде был подписан Леонидом Комским (фактически, он сдавал помещения в субаренду). По словам Комского, субарендаторы платили немного больше, чем было указано в изначальном договоре собственников, но “все об этом знали, а переплаченная доля в сумме шла на общее администрирование и прочие нюансы работы всего арт-кластера”. Белоус подтвердила его слова, рассказав, что до их переезда дом на Рейтарской стоял полностью закрытым. Ремонт своих помещений художественный центр делал за собственные средства.

Оксана Гуляева, в свою очередь, заявляет, что изначально договаривалась, что проекты на втором и третьем этажах – социальные проекты, а “в результате выяснилось, что это творческие бизнесы, которые являлись субарендаторами Леонида. Из слов представителей проектов, они ему платили от 150 до 300 грн за квадратный метр”.

Лето 2018 года: повышение аренды и начало акции протеста

По словам Гуляевой, еще в прошлом году состояние дома на Рейтарской существенно ухудшилось и фасад требует восстановления, иначе дом начнет рушиться. Поскольку некоммерческие проекты занимают почти половину здания, а их арендная плата не покрывает содержание дома, она начала переговоры насчет повышения стоимости аренды помещений как для коммерческих проектов, так и для арт-кластера.

Галерея «Дукат» была вынуждена согласиться с новыми условиями аренды, так как, по словам ее владельца Леонида Комского, был запланирован целый ряд мероприятий, в том числе и международных, которые было невыгодно отменять из-за ссор с владельцами. Однако, второй этаж с новыми условиями аренды не согласился.

В начале августа 2018 года галерея Educatorium, расположенная на втором этаже дома на Рейтарской прекратила свое существование, а на ее месте был организован сквот. Художники арт-кластера Матвей Вайсберг, Кристина Ярош, Оксана Белоус, писатель Владимир Нестеренко и другие начали акцию протеста «Речовий доказ». Один из инициаторов акции – участник движения ультрас Назарий Кравченко.

Фото: Facebook / Речовий доказ

Назарий рассказывает, что именно он предложил художникам не выселяться из-за повышенной аренды и устроить протест, так как собственники якобы приобрели здание незаконно, и за него нужно бороться. Ссылаясь на расследование ресурса «Наші гроші» и на Единый государственный реестр судебных решений, активист утверждает: суд наложил арест на половину здания, так как оно было будто бы незаконно отчуждено и выведено из баланса города Киева за 2% от реальной стоимости. «По этому помещению есть уголовное дело и в его рамках мы требуем от Генеральной прокуратуры возвращения здания на баланс города Киева и наказания людей, которые его украли, – объясняет свою позицию Назарий, – мы действительно не покидаем помещение и будем за него бороться «до последнего». Пускай общественность решает, что здесь будет. По нормальной процедуре, по нормальной, прозрачной оплате».

По словам собственницы дома, арест, о котором говорят активисты, касается не здания целиком, а нескольких помещений на других этажах, которые находятся совсем не там, где сидят арендаторы.

Леонид Комский подтверждает, что второй этаж не находится больше под эгидой галереи, а всеми вопросами занимаются активисты. Арт-пространства остались в дружеских отношениях, иногда галереи со второго этажа обращаются к «Дукату» за консультациями насчет выставок, а Комский посещает «Речовий доказ» как обычный посетитель. «Насколько мне известно, там сейчас интенсивная жизнь, – говорит Леонид Комский, – если раньше это были просто выставки, концерты и лекции, то, кроме всего этого, сейчас там появился социально-активистский компонент».

О том, что собственники могут повысить арендную плату, знали все участники арт-кластера на втором этаже. В договоре об аренде помещения было обозначено, что владелец может повышать ее стоимость каждый месяц на 10%, письменно предупредив арендаторов. Но, по словам Белоус, в июне 2018 года плату за аренду резко повысили на 300% без каких-либо предупреждений. Оксане лично звонил директор фирмы «Георгиевский резиденс» Игорь Безгодов и назвал новую сумму аренды. На вопрос, почему она так выросла, ей, по ее словам, толком ничего не ответили, а лишь сказали, что это «решение фирмы». Если «Локация» не может позволить себе такую стоимость, ей нужно в кратчайшие сроки съезжать, несмотря на то, что договор со всем арт-кластером действует до конца этого года, – добавляет Белоус.

Оксана Белоус
Фото: Facebook / Мистецький центр "Локація"
Оксана Белоус

После этого звонка Оксана начала встречаться со всеми субарендаторами с которыми въехала в дом, и выяснила, что директор «Георгиевского резиденса» звонил каждому, но называл разные суммы. Всех участников кластера насторожила такая ситуация, и Леонид Комский попытался выйти на переговоры с владельцами здания. Потом Оксане Белоус позвонила собственница дома Оксана Гуляева, предложив личную встречу и поинтересовавшись, какую сумму Белоус в состоянии платить за аренду. Понимая, что в такой ситуации логично было бы встретиться сразу со всеми субарендаторами и обсудить этот вопрос, Белоус предложила такой вариант Гуляевой, но в ответ якобы получила отказ. Оксана добавляет, что “логичным и естественным” было бы мирное предупреждение со стороны собственника, что в конце года договор об аренде продлевать не будут и нужно искать другое помещение. Гуляева, в свою очередь, утверждает, что пыталась выйти на связь с представителями кластера, но встречи так и не случилось.

Собственники настаивают: де-юре у «Дуката» до конца года подписаны действующие договора аренды на занятые помещения (часть подвала, первого, второго и третьего этажа), что дает возможность арендатору свободно находиться и действовать в офисах по цене, указанной в договорах. Помещения все еще арендуются, следовательно, можно говорить, что никакого захвата не происходило. «Весь этот процесс – просто перформанс. Ко мне даже поступали предложения выкупить это здание. У меня есть подозрения, что все это (сквотирование второго этажа – прим.) делается ради того, чтобы сбить стоимость здания и вынудить меня его продать», – предполагает Оксана Гуляева и добавляет, что участники происходящего [всех помещений арендованных Дукатом] не платят за аренду и за коммунальные услуги ни за одно помещение, а состояние здания продолжает ухудшаться.

Фото: Предоставлено владельцами здания

Угроза застройки

Несмотря на то, что дом находится в буферной зоне «Софии Киевской» и к нему применяется мораторий на новое строительство, активист Кравченко заявил, что здесь планируют застроить территорию: «Мы знаем, что есть проект застройки территории. И нет никаких морально-этических предохранителей, чтобы все это остановить. Мы видим, как уничтожается старый Киев и выступаем против застройки».

Куратор «Локации» также поддерживает слова Назария Кравченко по поводу существующего плана застройки территории. Она подчеркивает, что видела этот документ, но своих источников не раскрывает. По ее словам, на месте сквера хотят сделать парковку. «Сейчас они рассказывают, что там ничего не будет и там вообще буферная зона, и никто не даст ничего строить, – рассказывает Оксана, – но я видела, как закопали раскопки на Андреевском спуске и Лядские ворота на Крещатике, – ничего не осталось».

Новый совладелец здания Александр Глимбовский отрицает, что обсуждаемый активистами план застройки участка под домой на Рейтарской существует. В своем комментарии журналисту LB.ua он говорит, что «пока никто ничего не планировал, а следовательно, плана застройки быть не может». Владельцы здания, по его словам, руководствуются лишь целью “привести его в порядок и отремонтировать, начиная с верхних этажей». По словам Глимбовского, про арест здания он не в курсе, в доме давно не был и активистов тоже не видел.

Отметим, что дом на Рейтарской 8-б находится на территории буферной зоны объекта ЮНЕСКО – заповедника «София Киевская», следовательно, строить там ничего нельзя, согласно украинскому законодательству.

Существует проект строительства дома по адресу Георгиевский переулок 9, но владельцы здания на Рейтарской утверждают, что к ним этот проект не имеет никакого отношения – у участка на Георгиевском другой владелец.

Фото: Предоставлено владельцами дома

Сквер им. Нарбута

Активист Назарий Кравченко считает, что сквер, расположенный рядом с домом, тоже рискует быть застроенным. Защитники здания на Рейтарской требуют обустроить здесь парк и назвать его в честь украинского художника Георгия Нарбута, который жил в соседнем дворе. «Мы собираем подписи, пишем обращения, делаем концерты, делаем мирные акции пикета, мы пытаемся публично это обсуждать», – добавляет Назарий.

С целью собрать денег на благоустройство улицы и сквера им. Нарбута, представители малого бизнеса, который расположены на улице Рейтарской, организовывали летом вечеринку формата block party «РАЙОН #1» (формат уличного фестиваля, когда локальные предприниматели из одного квартала устраивают вечеринку, перекрывая улицу или несколько соседних - прим.). Вторая состоялась в конце октября. Длительное время в социальных сетях обсуждали риск отмены вечеринки, поскольку люди, проживающие здесь, якобы против праздника. Оксана Белоус тоже связывает эти события с планом застройки сквера: «Никому не нужно, чтобы мы собирали деньги на устройство этого сквера. Там идут свои схемы».

Фото: Facebook / Oxana Bilous

Что происходит в здании сейчас

«Речовий доказ» работает в формате художественного пространства, как и бывший Educatorium – там проходят выставки и другие культурные события. Протест такого рода Назарий Кравченко называет мирным и ненасильственным, форму которого впервые увидел в Италии. На вопрос, почему он протестует, отвечает, что галерея Educatorium была его любимым местом.

Оксана Гуляева в комментарии LB.ua резюмирует, что, по ее мнению, между собственниками дома и творческим кластером возникло недопонимание. Осознавая, что социальные проекты не могут платить коммерческую ставку, собственница, по ее словам, решила сформировать понятный бюджет, а соответственно, понять какая ставка допустима для проектов Дуката.

«Договор на аренду действует до конца 2018 года и мы не просим никого съезжать, нам просто нужно планировать бюджет на следующий год и понять, кто какую сумму за аренду сможет платить в дальнейшем», – говорит она.

Фото: Facebook / Oksana Guliaieva

«Мы предложили Комскому посоветоваться с остальными его проектами, чтобы он сказал, какую сумму они могут платить, а на оставшуюся разницу будем искать инвестиции. Через три недели он вернулся и сказал, что галерея «Дукат» готова переподписать контракт по новой арендной стоимости. Что касается остальных проектов – они не могут себе такого позволить и приняли решение, что будут в конце лета съезжать. Комский сказал, что если какие-то конкретные проекты захотят остаться, они с нами отдельно поговорят», – добавляет Гуляева.

5 октября активисты установили в сквере памятный знак Георгию Нарбуту. Сквот продолжает работу, а собственница подчеркивает: «Я вижу два пути – стол переговоров или правовое решение вопроса».

Тем временем, собственники здания на Рейтарской подали в суд на владельца галереи «Дукат».

LB.ua в соцмережах: