ГоловнаКультура

На лінії вогню: як живе музей у Станиці Луганській

Что большинство людей знает о прифронтовых территориях и линии разграничения? То, что они слышат из сюжетов новостей или фронтовых сводок. Кажется, что жизни там нет, есть только выживание и страх. Но в поселках и городах “серой зоны” дети ходят в школу, там функционируют дома культуры, приезжают музыканты и работают музеи.

“Музей відкрито на ремонт” - проект самоорганизованной инициативы ДЕ НЕ ДЕ, который оживляет жизнь музеев на Донбассе с помощью выставок, кинопоказов и лекций.

LB.ua съездил в Станицу-Луганскую, чтобы узнать как живет музей в прифронтовой зоне и зачем художники, искусствоведы и культурные менеджеры работают с краеведческими музеями.

Фото: Facebook / DE NE DE

Музей на линии фронта

“ - Куда едете? - В Станицу. - А потом? - Я в Станицу. - А там что? - Выставка в краеведческом музее открывается. - К друзьям, значит…”. Сначала я удивлялась, почему на блокпостах спрашивают, куда я еду “после Станицы”. Позже ты начинаешь понимать, что в сам посёлок едут единицы: большинство отправляются на КПП. Ведь именно в Станице Луганской находится единственный в Луганской области переход на оккупированные территории. Пеший переход и в будни, и в выходные забит людьми. А те, кто не успели пройти на пропускной пункт, ищут ночевку в посёлке.

Света ночью на улицах нет. Потому что за автовокзалом – неподконтрольная Украине территория, и боевикам видно поселок, как на ладони. В жилых домах тоже не светится: либо просто не зажигают свет, либо его не видно из-за того, что окна забиты деревом на случай очередной взрывной волны. Двухэтажный Станично-Луганский краеведческий музей кажется самым светлым.

Местные действительно гордятся своим музеем и называют его “изюминкой среди других краеведческих на Луганщине”. Он открылся в 1988, а в 1993 была создана экспозиция "Станица Луганская, исконное поселение донских казаков". Так музей превратился из краеведческого в музей Донского казачества. Он был довольно популярным не только среди местных. Сюда приезжали иностранцы: в основном дети или внуки эмигрировавших после гражданской войны донских казаков.

Станично-Луганский краеведческий музей представлял для посетителей прошлое, но в последние годы он сам попал в вихрь исторических событий. В 2014 году в музей попал снаряд, но здание почти сразу начали отстраивать. Музей находится на ремонте, а выставочные залы стоят пустыми. Здесь есть новые окна, батареи и крыша, но нет истории. В феврале, впервые за время войны, тут открылась выставка, над которой работали современные украинские художники.

Первый зал выставки: чучела кабана и оленя, и макет девятиэтажки из списанных экспонатов Луганского краеведческого музея.
Фото: DE NE DE
Первый зал выставки: чучела кабана и оленя, и макет девятиэтажки из списанных экспонатов Луганского краеведческого музея.

“Знаете историю про археолога Сергея Локтюшева? Он в годы революции начал раскопки вдоль Северского Донца и нашел артефакты с символами Киевской Руси 12 века, хотя все считали, что здесь одни племена, вроде печенегов, жили. Вот представьте: там махновцы, там красные, белые, война. А он копает! Вот и мы…Как говорил Черчилль: “За что мы воюем, если нет культуры?”- говорит директор музея Вячеслав Соколов. Он вступил на должность в 2014 году, после того, как предыдущий директор уехал в Россию.

Экспонаты во время активных боевых действий находились в бомбоубежище. Вместе с историческими артефактами во время активных боевых действий там три месяца жили пенсионеры. За ними ухаживали работники музея и другие жители поселка. “Понимаете, у нас нет разделения, где кто-то – музейщик, а кто-то – журналист. Музей мы восстанавливали все вместе и следующую выставку, посвящённую полиграфии и книгоизданию, тоже будем делать вместе”, - рассказывает редактор местной газеты.

С 2015 года, после ремонта, экспонаты находятся в хранилище и фонде музея.

Зачем открывать музей на ремонт

В мае 2017 году чтобы посмотреть, чем живет музей в прифронтовой зоне, в Станицу-Луганскую ездили культурные менеджеры Ольга Гончар и Леонид Марущак, кураторка Анна Щербина, художники Даниил Ревковский и Enjoy. Они – участники художественной инициативы ДЕ НЕ ДЕ, которая возникла в 2015 году. Художники, искусствоведы, культурные менеджеры изучают роль истории в публичном пространстве, исследуют процесс декоммунизации в разных регионах страны и ищут актуальные методы современного краеведения. Всё это они делают во время экспедиций в небольшие города, где обязательно посещают краеведческие музеи.

Такие музеи есть почти в каждом населенном пункте и во многих из них экспозиция не менялась с даты основания. А ведь музеи могли бы стать культурным центром для небольших городов и поселков. Чтобы поднять эту проблему, ДЕ НЕ ДЕ в прошлом году инициировала в Славянске и Лисичанске проект “Музей відкрито на ремонт”. Идея проекта была в том, что ремонт в музее - это не новые окна и двери, а оживление музейной жизни. ДЕ НЕ ДЕ работали с местными краеведческими музеями, создавали пиар-стратегии, исследовательскую лабораторию, проводили масштабные воркшопы для музейщиков и делали выставки современных украинских художников.

Экспонаты на выставке, фотографии из фондов музея и прядка
Фото: DE NE DE
Экспонаты на выставке, фотографии из фондов музея и прядка

Во время воркшопа музейщиков Донецкой и Луганской областей в Славянске к Ольге Гончар подошла Татьяна Бондаренко, заместитель директора Станично-Луганского музея, и пригласила “в Станичку”. Женя Моляр, искусствовед и участница ДЕ НЕ ДЕ говорит, что именно музей в Станице Луганской вдохновил на продолжение проекта “Музей відкрито на ремонт”.

Сейчас активисты продолжают второй этап проекта. ДЕ НЕ ДЕ посетили 30 музеев Донецкой и Луганской областей и выбрали четыре, где современные художники работали с существующей экспозицией и коллекцией. Например, в Донецкой области они организовали выставки “Казус” в Мемориальном музее С. Прокофьева (с. Солнцевка) и “AFFOREST” в Великоанадольском музее леса (смт. Графское, Волновахский район). В Луганской области – “Беловодск-Поиск” в Беловодском краеведческом музее.

В краеведческом музее Станицы Луганской они организовали выставку “Прядка, шабля и олень”. Из всех музеев, в которых проходили кураторские выставки, Станично-Луганский был самым сложным, ведь он находится ближе всего к фронту и у художников было много опасений и осторожностей по поводу каких-либо политических заявлений во время работы с выставкой.

Когда откроются забитые окна?

“В 2016 году мы с художницей Валентиной Петровой и еще несколькими друзьями ездили по Донецкой и Луганской области. Когда мы приехали в Станицу впервые, состояние музея мне показалось очень метафорическим. Если бы само здание можно было бы взять и перенести в какой-то музей в другой стране или городе - это уже было бы самодостаточным высказыванием. Мои желания работать с музеем совпали с проектом “Музей відкрито на ремонт””. - рассказывает Анна Щербина, куратор выставки “Прядка, шабля і олень”.

Экспонаты на выставке "Прядка, шабля і олень"
Фото: DE NE DE
Экспонаты на выставке "Прядка, шабля і олень"

Несколько месяцев подряд Валентина Петрова, Анна Щербина, Алексей Радинский, Ирина Кудря, Николай Ридный, Ольга Мартинюк, Ульяна Биченкова и Тарас Билоус работали над созданием выставки. В пустых залах художники и историки решили выстроить свой нарратив, используя фонды музея.

Название выставки иронизирует над однотипными экспозициями краеведческих музеев. Прядка - это условная “светлица” с предметами быта, шабля - экспозиции о войне и всё что касается воинских доспехов, а олень - уголок природоведения с чучелами. Название задает вопросы о современном краеведении: почему в каждом музее должны быть прялки, тяпки и т.д? Неужели мы должны идентифицировать себя только с этими вещами?

“Музеи должны идентифицировать местность, указывая на ее специфику. Почему возник проект “Музей відкрито на ремонт”? Музейные экспозиции устарели. Но история и ее осмысление - это динамичный процесс. Мы не можем смотреть на одну и ту же вещь сто лет под одним углом”, - продолжает Анна.

Инсталляции были не столько информативными, как метафорическими. И часто это были вещи, которые не поставили бы рядом музейные работники. Например, чучела кабана и оленя стоят рядом с макетами деревянного сарая и луганской панельной девятиэтажки, что говорит о столкновении цивилизации и природы. Шашка и сапка, как символы сельского хозяйства и военного дела, показывают две стороны жизни донских казаков.

“Снаряды летают, а мы помидоры крутим и закатываем”, - говорит местная жительница. Поэтому обломки снарядов в корзинке
расположены рядом с трехлитровой банкой помидоров
Фото: DE NE DE
“Снаряды летают, а мы помидоры крутим и закатываем”, - говорит местная жительница. Поэтому обломки снарядов в корзинке расположены рядом с трехлитровой банкой помидоров

Основным промыслом Станично-Луганского района было сельское хозяйство, война же разрушила мирный порядок жизни. Но традиции консервирования фруктов и овощей в поселке не прекращают: “Снаряды летают, а мы помидоры крутим и закатываем”, - говорит местная жительница. Поэтому обломки снарядов в корзинке расположены рядом с трехлитровой банкой помидоров.

“Меня, как кураторку, некоторое время сопровождал страх. В то же время была с самого начала такая установка: не обходить и не замалчивать неудобные темы. Я поняла, что в процессе диалога за два года с работниками музея у меня было такое ощущение, что нам чего-то не договаривают. Уже после открытия я поняла, что это некий кризис самоидентификации. Например, директор музея говорит что “мы - донские казаки”, но в самом музее говорят об этом осторожно. Мы хотели создать неудобные ситуации, чтобы люди могли высказаться”, - продолжает Анна.

Между забитыми окнами, которые выходят на Луганск, к стене прикреплен флагшток. Раньше он держал флаг Донского казачества, а сейчас остается пустым. Во время открытия художники спросили: какой флаг должен быть на стене? Кто-то из местных молчал и как будто искал правильный ответа больше для художников, чем для себя. Другие настаивали вернуть казацкий флаг. А школьники спросили “зачем обязательно ставить какой-то флаг?”.

Третий зал выставки. Окна выходят на Луганск
Фото: DE NE DE
Третий зал выставки. Окна выходят на Луганск

Анна рассказывает, как голова райсовета жаловался ей на инфополе вокруг Станицы, мол, “станичане устали от того, что в медиа только и говорят про ужас, который творится в посёлке”. Учитывая ужасное состояние дорог и то, что транспорт после обеда тут не ездит, до поселка и правда сложно доехать. На улицах - разбомбленные дома, забитые окна, а местные жители “готовы в случае обстрела прятаться в подвал”. Но при этом всём, жизнь в Станице-Луганской кипит: запустили школьный автобус, отремонтировали Дом культуры, а музей готовит новые выставки. Экспонаты Станично-Луганского краеведческого музея до сих пор остаются в хранилище: отвод военной техники срывается из-за обстрелов.

Оксана СеменікОксана Семенік, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram