Фильм подхватывает вселенную после победы Мстителей в Соковии в “Эре Альтрона” Джосса Уидона. Первая рифма с недавно прошедшим в прокате “Бэтменом против Супермена” – герои “Противостояния” тоже проходят испытание ответственностью: оказывается, их суперспособности являются причиной не только спасения мира, но и гибели мирных жителей.
Раскол в лагере Мстителей проходит сразу по двум фронтам: первый отсылает непосредственно к главному герою фильма, Капитану Америке, и его другу Баки, которого подозревают в убийстве короля вымышленной африканской страны Ваканды; второй основан на чувстве вины за смерти невинных людей, оказавшихся на линии огня во время важных миссий.
Так “Первый мститель: Противостояние” поднимает кучу важных вопросов для супергеройских фильмов – начиная с того, где пролегает грань ответственности, и заканчивая риском вовлечения в политические подоплеки. Впрочем, главная соль “Противостояния” вовсе не в этом – он, в отличие от снайдеровского “Супермена” месячной давности, не хочет читать нам мораль.
Фильм идет больше двух часов, из которых первые сорок минут – это довольно медленно разворачивающееся полотно, на котором, если дотерпеть, братья Руссо нарисуют очень интересную картину. Можете назвать это спойлером, но в “Противостоянии” нет настоящего злодея, каким был Локи в первых “Мстителях”, или Альтрон во вторых.
Даниэль Брюль играет роль триггера, запускающего нужные сценаристам механизмы, но не является самостоятельной фигурой. Главные демоны в кои-то веки сидят не снаружи Мстителей, а внутри их, и сценаристы не поленились выписать каждому из участников супергруппы свой бэкграунд. Наиболее объемные персонажи - естественно, Капитан Америка и Железный человек, между которыми и точится основное противостояние. Слоган, вынесенный на украинские постеры – “Только вместе мы сила”, никогда еще не был так далек от смысла фильма, который он рекламирует. Кэп одержим гордыней - ему кажется, что именно он знает, как лучше сделать; а Железный человек, обуреваемый смешанными чувствами стыда и ущемленной гордости, пытается вернуть мир в его прежнее состояние.
Еще одно заметное преимущество “Противостояния” – Руссо перезагрузили важного и успевшего набить всем оскомину персонажа, Человека-Паука. В этом фильм Питер Паркер – не надоевший всем ботаник с лицом Эндрю Гарфилда, а говорливый подросток-фанат Мстителей, который аж из костюма выпрыгивает, чтобы поучаствовать в чем-то крутом.
Мир “Противостояния” полнится старыми и новыми супергероями – на экраны возвращаются и Черная вдова, и Человек-муравей, а Черная пантера, присутствующий на экране от силы полчаса, сумел завоевать любовь зрителей и желание увидеть отдельный фильм о нем.
Вообще “Первый мститель: Противостояние” вполне потянул бы на отдельный сериал на 12 серий – сериальная драматургия в нем превалирует над блокбастерной. Фильм долго запрягает (мы уже писали - добрых 40 минут, это как три томные серии “Игры престолов” в преддверии масштабных сражений), но к началу второго часа зритель уже входит во вкус и смакует мстительские перипетии и ссоры, как будто бы они происходили на телеканале HBO.
Ясное дело, что мы живем в золотой век сериалов (не тех, что “Не зарекайся”, а нормальных), и, кажется, большой экран, чтобы выжить, пытается перенять сериальную логику повествования. Кто-то из американских критиков уже окрестил “Противостояние” идеальной супергеройской мыльной оперой, и в этом есть некий смысл: выстраивание сценарных арок редко когда становится приоритетом для создателей блокбастеров, и “Противостояние” в этом плане – уникальный пример.
Сериалы побеждают, и в Marvel, кажется, решили с этим смириться: фильм братьев Руссо можно рассматривать и как прелюдию к следующим “Мстителям” (давно известно, что Джо и Энтони снимут третий фильм и разделят его на две части), и как самостоятельную серию, продолжение которой мы увидим только в следующем году.
В прокате с 5 мая.