ГоловнаКультура

Ми надто довго спали в лісі

Круговая порука восторженного идиотизма и дремучей провинциальности на украинской арт-сцене

Макс Эрнст, “Они слишком долго спали в лесу”, 1926
Макс Эрнст, “Они слишком долго спали в лесу”, 1926

Ни для кого не секрет (кроме, наверное, фигурантов данного текста), что украинская художественная среда уже несколько лет находится в состоянии крутого пике с позиций бодрой неопределенности второй половины нулевых в черную дыру уныния дня сегодняшнего, когда производство культурного продукта замкнуто между невротичными ужимками и самозабвенным лубочным экстазом. Но, что продолжает удивлять раз за разом, так это та легкость, с которой главным виновникам великого и величественного торжества сходят с рук их предельно далекие от рационального действия.

Последним инцидентом в этой череде страстей стал скандал с изданием книги одесского художника-концептуалиста Леонида Войцехова “Проекты” в рамках проекта арт-центра Vozdvizhenka Arts House. После презентации издания на Книжном Арсенале издательский дом ArtHuss отменил отгрузку в печать остальной части тиража после в ответ на жалобу другого одесского художника Александра Ройтбурда на ее контент. Детальнее о конфликте и позициях сторон можно ознакомиться тут.

Казалось бы, вся эта до тошноты провинциальная история с изданием “Проектов” - из рубрики “Одесса на Днепре” и далеко за пределами интересов широкой аудитории, потому что касается очень узкого круга деятелей современного искусства, но, напротив, случай этот является показательным для понимания тупика, в котором оказался украинский культурный процесс.

События, поступки и люди, которые привели нас в вышеуказанный тупик, выходят сильно за пределы недавнего времени и безусловно заслуживают отдельного исследования и осмысления, но даже в рамках последних 5-8 лет схожих по типологии и сценарию их случилось достаточно для краткого обобщения. Это и экстатическое уничтожение работы Владимира Кузнецова директором Мыстецького Арсенала Натальей Заболотной перед визитом тогда еще президента Януковича. Это откровенная порча работ из проекта “Апокалипис и Возрождение в Шоколадном Доме” сотрудниками музея, причем абсолютно по собственной инициативе. Это закрытие выставки “Украинский зигафолк” собственником помещения, арендуемого галереей Bereznitsky Project в связи с несогласием с содержимым проекта. Это в конце концов серия нападений и уголовное преследование арт-критика Анатолия Ульянова, в результате чего он был вынужден покинуть страну в 2009 году.

При всей комичности сравнений с западной системой искусства\культуры, подобная ситуации с “Проектами” Войцехова, выходка издателя навсегда закрыла бы ему и его бизнесу допуск к работе в художественной среде, а история с закрашенной работой Кузнецова поставила бы крест на карьере Натальи Заболотной и большой вопрос над статусом Арсенала как международной арт-институции. Но ничего из этого (кроме повисших повсюду вопросов) не случилось - кругом у нас золотые люди.

А случилось, что, семь лет спустя, обидчики Ульянова воюют в батальоне "Шахтерск" и баллотируются в Верховную раду, госпожа Заболотная продолжает управлять Арсеналом под аплодисменты престарелых гройсе (во всех смыслах) хухемов страны и ближнего зарубежья, ну а издатель ArtHuss Константин Кожемяка ратует за эстетическую литературу, радикальность которой, видимо, по мнению Константина Прокофьевича, не должна превышать градус исследований украинской мотанки.

Несмотря на погребальный тон этого текста, возможность все изменить всегда есть. И реализовать ее смогут те, кто займутся, выражаясь стартаперским языком, “disruption”, радикальными изменениями и тектоническими сдвигами в самой ткани украинской культуры. Назрела острая необходимость покинуть абсурдные, сюрреалистические чащи провинциальности и местечковых неврозов - мы слишком долго спали в лесу.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram