Бах и сыновья
Когда: 20 января, 19:00
Где: Львовская филармония
Как ни странно, музыку Иоганна Себастьяна Баха достаточно редко исполняют вместе с пьесами его сыновей. Тот случай, когда между партитурами гениального отца и талантливых детей все 300 лет истории музыки происходило постоянное перетягивание каната. Сначала публике больше нравились сыновья: новый музыкальный язык, без зауми и унылых призраков ушедших эпох, как у Иоганна Себастьяна. Теперь – наоборот, есть великий Бах, альфа и омега всего звучащего, а Карл Филипп Эмануэль и Иоганн Кристиан Бах – дети своей сентиментальной эпохи, её иллюстраторы, да и только.
Наладить семейные отношения в роду Бахов взялось львовское музыкальное сообщество «Collegium Musicum». Одноименный камерный оркестр под управлением Ивана Остаповича и украинско-британский пианист Иван Говоруна исполнит концерты Иоганна Себастьяна и Иоганна Кристиана, а также Симфонию №5 Карла Филиппа Эмануэля.
Концерт музыки Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева
Когда: 21 января, 19:00
Где: Национальная филармония
Замечательный киевский пианист Антоний Барышевский и оркестр Национальной филармонии под управлением Виталия Протасова перенесут слушателей на 100 лет назад – в 1911 год. Именно тогда Игорь Стравинский написал своего «Петрушку», а Прокофьев засел за Первый фортепианный концерт. В историю этот опус вошёл ещё и в связи с трюком, который молодой композитор провернул, желая стать лучшим пианистом выпуска 1914 года и заодно выиграть премию Рубинштейна.
Понимая, что с классическим концертом будет сложно положить на лопатки конкурентов, Прокофьев решил поразить воображение экзаменаторов новизной своей техники: «Они просто могли не сообразить, как я с нею справился». По исходу длинного и бурного совещания премию всё-таки присудили Сергею Сергеевичу. К слову, ровно через 100 лет – в 2014 – имя Рубинштейна зажгло звезду и Антония Барышевского: он выиграл престижный рубинштейновский конкурс пианистов.
Ясно, что инструментальный концерт – всегда центр программы, да ещё и с таким солистом. Но было бы неправильно посчитать партитуры Стравинского лишь дополнением к основной программе, слишком уж они хороши. В сюите из балета «Петрушка» и особенно Фантазии для симфонического оркестра «Феерверк» очень сильны влияния учителя будущего бунтаря – Николая Римского-Корсакова, потрясающего сказочника и мастера оркестровых красок. В позднем творчестве Стравинский всё чаще будет прибегать к монохромной технике, а тут – буйство глаз и половодье чувств.
Опера «Ярослав Мудрый»
Когда: 22 января, 19:00
Где: Национальная опера
В День соборности главная оперная площадка страны предоставляет редкую возможность услышать оперу Георгия Майбороды «Ярослав Мудрый». Из-за гигантского состава исполнителей и высоких требований к солистам ставят её нечасто – в последний раз «Ярослав Мудрый» шёл чуть ли не два года назад. Между тем, и сюжет, и музыка заслуживают внимания не только потому что это наша история, но и из чисто эстетических соображений.
Напевные мелодии, полновесный оркестр, массивность звучания – то, что всегда нравится в опере. Плюс ярко выраженное национальное начало (кстати, интересно на примере этой партитуры наконец-то определить, в чём оно выражается тогда, когда композитор не прибегает к фольклорным цитатам). Для глаз – тоже само удовольствие, постановка 2007 года яркая и зрелищная (режиссёр-постановщик Анатолий Соловьяненко по масштабам сравнивает её с «Борисом Годуновым»). В главных партиях задействованы лучшие голоса театра – Сергей Магера (Ярослав Мудрый), Виктория Ченская (Ингигерда, его жена), Лилия Гревцова (Елизавета, их дочь), Анжелина Швачка (Джемма, девушка из Сицилии). В партии каменщика Журейко – потрясающий 25-летний тенор Валентин Дытюк, которому пророчат блестящую карьеру.
Грани украинского неоромантизма
Когда: 22 января, 19:00
Где: Концертный зал Союза композиторов
Сами по себе гранёные формы предполагают наличие резких углов, а неоромантизм, напротив, гладок и шарообразен. Вроде бы, современная академическая музыка (современней не придумаешь), Сильвестров и Станкович – в некоторых партитурах вообще радикалисты, а в то же время оркестр звучит роднее и легче чем Моцарт с Бетховеном.
Для Золтана Алмаши, композитора, виолончелиста и организатора фестиваля Гольфстрим, в рамках которого проходит концерт, его музыка связана с очень личными историями. Второе отделение вообще целиком посвящено творчеству Золтана – это «Камерная кантата» для скрипки и струнных, «Вступление к несуществующей песне» для скрипки и камерного оркестра и «Колядки» для струнного оркестра. Первое – музыке Сильвестрова, Станковича и Александра Левковича.
Рассказывая о своём первом знакомстве с Валентином Сильвестровым, Алмаши вспоминает о времени, когда только приехал из Львова в Киев и организовывал свой первый концерт: «Репетиций было очень много, они были кровавыми в буквальном смысле этого слова – у Сильвестрова треснул сосуд в глазу, он ходил с окровавленным глазом, а у меня в день концерта началось кровотечение из носа». В этот же период произошла легендарная история, когда музыканты шли в Союз композиторов работать над сильвестровской «Драмой», а по проспекту Шевченко неожиданно проехала карета с лошадьми, и Сильвестров радостно закричал: «Вот она, вот она – гибель Дармштадта!», подразумевая ненавистный западноевропейский авангард.
Симфония-реквием «Праведная душе» Богданы Фроляк
Когда: 25 января, 19:00
Где: Национальная филармония
Хотите знать в лицо и узнавать с первых нот номинантов на Шевченковскую премию этого года? Тогда приходите на бесплатный концерт в филармонию, где будет звучать монументальное произведение Богданы Фроляк – одного из тех немногих претендентов на премию, чей талант не вызывает сомнений. Это один из самых интересных львовских авторов, помноживший все лучшие черты местной школы – её романтизм, красочость, мелодическую щедрость и гармоническую роскошь – на рационализм архитектора.
Симфония-реквием «Праведная душе» – искренняя и честная работа в русле Шевченкианы. Валентин Сильвестров даже назвал его «наиболее выдающимся в этой сфере». Появлению опуса предшествовал заказ директора Львовской филармонии Владимира Сивохипа, а время написания пришлось на события Майдана. «В этом была какая-то мистическая сила», – вспоминает автор. «Тексты и музыка сразу появились в воображении и сложились в целостное музыкальное произведение».
Монументальное полотно уже сыграли и спели дважды – во Львове и Киеве. Нынешнее исполнение состоится силами хоровой капеллы «Думка», Национального симфонического оркестра под управлением Владимира Сиренко и солистов – Елены Нагорное (сопрано), Наталии Половинки (меццо-сопрано) и Станислава Бадрака (баритон).