ГоловнаКультура

Герой нашого часу: Олег Сенцов

«Стоять было холодно. Не то чтобы Киев сегодня был похож на Рейкьявик, но и на любимый город Остапа Ибрагимовича тоже не особо смахивал. Большой желтый дом стоял передо мной в выгодном освещении. Красная дорожка и женский гусарский ударный оркестр на входе придавали обстановке торжественность. Оркестр был связующим звеном между казино и мною. Он был тоже желтый и тоже замерзший. На этом наши точки соприкосновения заканчивались: у меня никогда не будет таких папских барабанов, а их обладательницы никогда не зайдут в это здание под ручку с «папиками». Так начинается кибер-эссе «Любовь и бедность» компьютерного спортсмена, известного в геймерской среде начала 2000-х под ником C2'Grunt.

Оставив мир геймеров, C2'Grunt стал кинорежиссером и снял об этом мире художественный фильм. Фильм получил признание в профессиональной среде, призы нескольких фестивалей и кинорежиссер приступил к работе над новой картиной. Но тут грянула Революция достоинства, кинорежиссер приехал из родного Симферополя в Киев и стал автомайдановцем. После революции режиссер вернулся домой, в Крым. Он не признал аннексию полуострова Россией, после чего стал «организатором терактов» и теперь сидит в СИЗО Лефортовской тюрьмы в Москве, находящейся в столице неродного ему государства.

Фото: Андрей Новичков/Грани.Ру

Сегодня имя этого кинорежиссера знает весь мир. 29 сентября на очередном заседании Лефортовского райсуда Олегу Сенцову продлили срок пребывания под стражей до 11 января 2015 года.

Гамер на Майдане

«Корни у нас уральские, - говорит двоюродная сестра Олега Наталья Каплан, которая живет в Москве, и является поручителем адвокатов своего брата, и активно занимается его спасением. – Мы внуки сосланного на Урал «врага народа», который до этого жил с семьей в средней полосе России».

С Урала семья Олега переехала в Крым – его родная старшая сестра часто болела и врачи посоветовали сменить климат. Олег родился уже в Крыму. «По национальности мы русские, украинской крови у нас нет вообще. Крым Олег всегда очень любил и никогда не планировал его покидать. Более того, говорил, что Крым – это мост между Украиной и Россией».

В начале 2000-х Олег активно занимался развитием компьютерного спорта в Крыму. Участвовал в международных чемпионатах, сам организовывал такие чемпионаты в Украине. В центре Симферополя у него был свой компьютерный клуб «Fortress».

Летом 2001-го Сенцов организовал всеукраинский чемпионат «Forstar» по игре Старкрафт. Олег был увлечен компьютерным спортом целиком. «И уже тогда верил, что геймеры могут зарабатывать деньги, участвуя в соревнованиях, - говорит компьютерный спортсмен Алексей Крупник. - Сам он был большим поклонником онлайн-стратегии Старкрафта, и не единожды становился победителем и призером различных соревнований по этой игре».

Симферопольские геймеры, которых готовил Сенцов, добивались серьезных результатов. В 2002-м двое из них представляли Украину на финале чемпионата мира World Cyber Games в Южной Корее, а в 2003-м один из его подопечных – на WCG-2003 по дисциплине Warcraft.

Летом 2011-го Сенцов пригласил друзей на премьеру своего «Гамера», состоявшуюся на Одесском кинофестивале. «Начав снимать «Гамера», он полностью погрузился в этот процесс, - продолжает Алексей. - Когда представлял фильм на Одесском кинофестивале, пригласил на показ меня и еще нескольких друзей. «Фильм меня поразил: так точно передать атмосферу и путь, который должен пройти игрок, чтобы добиться своей цели, мог только человек, который в прошлом жил этим, - продолжает Алексей. - В «Гамере» он, по сути, сделал то, чем занимался долгие годы: популяризировал электронный спорт. Он показал людям другую сторону медали, ведь многие считают компьютерные игры просто увлечением, хотя уже проходят сотни турниров с призовыми фондами в миллионы долларов».

После киберспорта с такой же целеустремленностью и полным погружением в предмет Олег Олег принялся взялся за кино.

«Он смотрел разные фильмы, а потом понял, что и самому есть что показать, и снял короткометражку «Хорошо ловится рыбка-бананка» по Сэлинджеру», - говорит Наталья Каплан.

«Чем бы Олег он ни занимался, он всегда что-то писал, - рассказывает сестра Олега. - У него уже есть готовая пьеса. Сейчас в Лефортово пишет сценарий - о чем, пока неизвестно. Зная Олега, думаю, что наверняка это будет о событиях, которые лично с ним происходили. Писать-то там можно, проблема в том, как этот сценарий потом забрать».

Недавно стало известно, что московский «Театр.doc» собирается ставить пьесу Сенцова «Номера». Как и сценарий «Гамера», сценарий своего второго полнометражного фильма «Носорог» Олег тоже написал сам. Это история о бывшем бандите эпохи 90-х, вспоминающего свою жизнь, свое падение, в котором он потерял себя и свою семью, и осознающего, что все жизненные испытания происходят не «почему-то», а «для чего-то». Проект победил на питчинге Госкино и получил финансовую поддержку от государства. Дебютного «Гамера» с бюджетом в 20 тыс. долларов Сенцов снял за собственные средства.

Фото: delo.ua

«Вся команда работала за бутерброды, а бюджет фильма уходил на техническую часть, поездки и еду», - делится коллега Сенцова член съемочной группы «Гамера» Евгения Врадий. Съемки длились целый год, снимали на фотокамеру с функцией видео - Сanon 5d mark 2. Подростки-герои фильма - почти все геймеры, с которыми Олег так или иначе был знаком. Исполнителя главной роли, Влада, нашли на соревнованиях».

«Вообще главная задача, которую ставил перед собой Олег как режиссер - раскрыть внутренний мир человека, а не анализировать время и события, - говорит Евгения. - В работе он очень требовательный, энергичный и знающий, чего хочет. В нем много самоотдачи. И, конечно, от других он ждал, что они будут отдаваться процессу на все сто процентов. Работать с Олегом очень интересно».

Работу над «Носорогом» прервал Майдан. В Киеве Олег провел почти всю зиму. Иногда ночевал прямо на ступеньках Украинского дома, в котором находился штаб Автомайдана. «Олег занимался обеспечением автомайдановцев едой, бензином, рациями, канцелярией, - вспоминает Марианна Короненко, участница Автомайдана. - Заведовал деньгами, которые люди бросали нам в ящички – у него был ключ от сейфа, составлял графики дежурств. Все время был в движении, крутился целыми днями: все-таки, Автомайдан - большая структура, в нее человек 300 только с машинами входило».

По словам Марианны, в автомайдановских рейдах по Киеву Олег не участвовал. Лишь один раз съездил на акцию под Лукьяновским СИЗО.

«Как-то я увидела его однажды после 18 февраля, когда начались активные действия на Институтской, - вспоминает Марианна. - Весь дымом прокопченный, даже ботинки расплавились от огня. Он их перемотал изолентой и завязал ее на бантик. Говорю: пойдем, найдем тебе целые. А он в ответ: да ладно, скоро все равно домой поеду, в Симферополь».

Обостренное чувство справедливости

«Если честно, дело не только в патриотизме, - объясняет Наталья Каплан. - Просто у Олега обостренное чувство справедливости. Да, он патриот Украины, но никогда не был настроен против России. Просто сейчас в его понимании Россия поступает несправедливо. Когда Янукович и тогдашнее правительство Украины поступали несправедливо, Олег поехал на Майдан… Сложись ситуация по-другому (это, конечно, кажется невероятным), но если бы, предположим, Украина напала на Россию - Олег бы выступил против Украины. У него сильное ощущение внутренней, личностной свободы. О том, что Россия становится тоталитарной страной, мы с Олегом часто говорили. Поэтому неудивительно, что он не захотел стать частью такой России - в Крыму».

Митинг кинематографистов под зданием посольства РФ в Киеве
Фото: Макс Левин
Митинг кинематографистов под зданием посольства РФ в Киеве

Олег планировал перевести свою компанию «КрайКинема» из Симферополя в Киев, а самому оставаться в Крыму столько, сколько это будет возможным.

Журналистка Екатерина Сергацкова, благодаря которой и стало известно о задержании Олега (она сообщила об этом на своей странице в Фейсбуке на следующий же день), рассказывает, что Сенцов присутствовал на каждом митинге «За единую Украину» в Симферополе. Старался держаться в стороне – чтобы внимательно следить за происходящим, и предупреждал людей об опасности.

«Он координировал защиту проукраинских митингов, в том числе, и совместно с симферопольскими ультрас, - говорит Екатерина. - Работал вместе с крымским Автомайданом: закупал продукты, вещи, рации, приборы для украинских воинских частей и передавал через волонтеров. Или сам был связующим звеном между нашими военными и журналистами».

Когда на территории еще не аннексированного Крыма попали в плен активистки киевского Автомайдана Екатерина Бутко и Александра Рязанцева, а потом и Алексей Гриценко, Сенцов активно участвовал в их поисках и освобождении. «Олег объездил все предполагаемые места, в которых я могла находиться», - говорит Катя Бутко.

Еще он красил симферопольские заборы в цвета государственного флага Украины. Впрочем, даже это вызывающе-дерзкое с точки зрения крымского ФСБ деяние вряд ли подпадает под определение «теракт» - во всяком случае, в той формулировке, в которой дает его статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Олега “взяли” ночью 10 мая, в его симферопольской квартире. Дома в это время находилась его старшая дочь, 14-летняя Алина. Младший сын, 6-летний Владик, был у бабушки. После расставания родителей Алина и Владик захотели жить с отцом. Присматривать за детьми Олегу помогали его мама и сестра Галина. Теперь дети — с ними и с родной матерью.

О семейной ситуации Сенцова большинство его коллег-кинематографистов узнали уже после его ареста, когда стали помогать его семье.

«Олег вообще человек закрытый, - говорит Женя Врадий. - Но если кого-то принял в свою жизнь, то ценит его. Хотя за последние годы он несколько изменился — стал более открытым к людям».

Даже о том, что Олег – кинорежиссер, большинство автомайдановцев узнали уже после его задержания. Марианна Короненко говорит, что знала лишь то, что Олег как-то связан с кино, потому что во время Майдана к нему приходили другие кинематографисты. «Но о том, что у него уже есть фильм, который собрал призы, Олег никогда не рассказывал».

«Ни вы, ни следователь, ни прокурор не являетесь самостоятельными фигурами»

Известная московская журналистка и правозащитница Диляра Тасбулатова рассказывает, что познакомилась с Сенцовым на Одесском фестивале в июле 2011-го. Через три года они снова встретились — в Лефортовском СИЗО, куда Диляра пришла его проведать вместе с коллегами из Общественной наблюдательной комиссии за соблюдением прав заключенных.

По словам Диляры, Сенцов и в тюрьме продолжает беспокоиться о других людях. «О своем сокамернике, например. Просил, чтобы мы принесли тому очки, потому что он не мог читать.… Это удивительно, потому что в тюрьме всегда каждый сам за себя. А Олег нам рассказывал не о своих потребностях, а о том, что нужно его сокамернику».

Фото: raniru.info

Отказавшийся под пытками оклеветать «руководство Майдана» и «руководство Украины», гражданин Украины Сенцов Олег Геннадиевич, 1976 года рождения, был объявлен подозреваемым в терроризме. Ему инкриминируют часть 1 статьи 205.4 УК Российской Федерации (организация террористического сообщества), пункт "а" части 2 статьи 205 (теракт, совершенный организованной группой), часть 1 статьи 30, пункт "а" части 2 статьи 205 (приготовление к теракту, совершенному организованной группой) и часть 3 статьи 30, часть 3 статьи 222 (покушение на незаконное приобретение оружия и взрывчатых веществ). Заодно Сенцова объявили гражданином России - после аннексии Крыма гражданам Украины был дан месяц на отказ от российского гражданства. Кто не успел, автоматически попал в число граждан РФ.

По ходатайству адвоката Олега Дмитрия Динзе, ведется следствие по факту применения к нему пыток. Проводит его почему-то прокуратура Черноморского флота России. «Насколько знаю, найдены только косвенные доказательства, - говорит Наталья Каплан. - Но это же Россия… У нас эти пытки - сплошь и рядом. Да и все, что произошло с Олегом – апробированные старые методы нашей власти. То же самое было и во время чеченской кампании: кто не согласен – тот террорист».

Лефортово – самая строгая московская тюрьма, где испокон веков содержатся государственные преступники. Дмитрия Динзе заставили дать подписку о неразглашении материалов предварительного следствия. Подписка ограничивает возможности Динзе как защитника – не позволяет ему привлекать экспертов-криминалистов, проводить адвокатские опросы потенциальных свидетелей и даже должным образом обсуждать материалы дела с самим Сенцовым. На очередном заседании Лефортовского райсуда жалоба адвоката на подписку была отклонена. На том же заседании Сенцов, которого привели под конвоем с ротвейлером, заявил, обращаясь к судье: «Ни вы, ни следователь, ни прокурор не являетесь самостоятельными фигурами, но я надеюсь, что когда-нибудь вы поймете, что обслуживаете преступный обреченный режим, и вам станет стыдно. Слава Украине!»

Уповать на справедливость российского правосудия – такой же абсурд, как и обвинение Сенцова в терроризме. Поэтому основная надежда защиты – на Европейский суд по правам человека. Обратиться туда можно лишь после того, как буду получены отказы во всех российских инстанциях. «Сейчас мы и собираем отказы», - говорит Наталья Каплан.

Летом в ЕСПЧ была отправлена адвокатская жалоба в интересах Олега Сенцова, в связи с которой Евросуд обратился к российским властям с запросом: на каком основании был задержан и взят под стражу Сенцов? Принято ли решение по жалобе Сенцова, поданной его адвокатом, на жестокое поведение со стороны правоохранителей?

Как сообщил LB.ua Дмитрий Динзе, пока ЕСПЧ получил ответ об основаниях для ареста Олега. Что касается остального, то Евросуд «получил материалы, переданные адвокату для подачи жалобы в ЕСПЧ, которые ранее я не мог представить ему в связи с подпиской о неразглашении тайны предварительного следствия. Сейчас подана жалоба, на которую ждем ответа из ЕСПЧ».

То, что Россия явочным порядком объявила Сенцова своим гражданином (против чего он выразил протест на первом же судебном заседании, заявив, что остается украинским подданным), усложняет Украине действия по его спасению, да и защите как таковой. В частности, в вопросе его обмена: возвращение Сенцова Украине означает для России, что она отдает нам своего гражданина, а это противоречит ее законодательству. По этой же причине Украина не может обратиться в ЕСПЧ, а к Олегу ни разу не допустили украинского консула, который, впрочем, посещает открытые заседания суда. Во всех официальных нотах наш МИД настаивает на украинском гражданстве Сенцова и продолжает требовать допустить к нему консула.

«В настоящее время мы пытаемся представить дело таким образом, что на момент задержания Олег Сенцов точно был нашим гражданином, - комментирует ситуацию Посол по особым поручениям МИДа Украины Дмитрий Кулеба, - как и те официальные лица, которые причастны к его задержанию. Потому что формально они оставались в гражданстве Украины. Но наши юристы в настоящий момент дополнительно изучают все нюансы, чтобы из-за неправильной подачи дела не получить отказ по каким-то формальным критериям. Одно точно: мы будем его защищать всеми политическими и правовыми средствами».

«Олег - очень прямой человек, и если в чем-то уверен, будет идти до конца, даже если останется один, - говорит о своем брате Наталья Каплан. - Поэтому его и сломать не смогли».

«Зная Олега, я уверен, что он переживет всю эту мерзость со свойственным ему чувством юмора и оптимизмом» - говорит о своем друге спортсмен-геймер Алексей Крупник.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram