Александра, на протяжении месяца вы вместе с польскими музыкантами Яном Кшиштофом Броей и Романом Реваковичем давали концерты в Украине в рамках тура «Шопен–2010». Как и почему вы стали участницей этого проекта?
У г-на Реваковича, очень известного польского дирижера и музыкального деятеля, возникла идея в честь юбилея Шопена сделать по Украине тур с польским и украинским пианистами: каждый играет сольный концерт и в заключении идет концерт с оркестром, которым г-н Роман дирижирует. Он позвонил мне и попросил предоставить записи концертных исполнений. Я – лауреат проходившего в Польше конкурса в память Артура Рубинштейна, и, наверное, там г-н Ревакович заметил меня. Посмотрев записи, он остановился на моей кандидатуре.
Я очень люблю музыку Шопена, это мой любимый композитор. И поэтому я с удовольствием согласилась на участие в проекте. Это для меня и лестно, и очень важно: именно в марте, который считается Шопеновским месяцем, я могу отдать такую дань своему любимому композитору.
Чем Шопен вас покорил?
Томас Манн в «Смерти в Венеции» гениально сказал: «Стоицизм хрупких и героизм слабых» – вот вам образ Шопена. Тонкость, рафинированность, любовь, – это все сквозит в его фактуре, в интонациях.
Это единственный композитор, который сосредоточил свое творчество исключительно на рояле. У него есть лишь несколько произведений для других инструментов: два концерта с оркестром, виолончельная соната, одно трио и песни. Шопен – уникальная личность: ему хватало одного ресурса. И поэтому его музыка – это вершина пианистического репертуара.
Как выбирались города для тура: Львов, Чернигов, Киев, Донецк, Днепропетровск?
Г-н Роман интересовался, где есть оркестр. Хороший оркестр. Это для него был первый критерий. И где есть инструментарий для сольных концертов. Но, к сожалению, хороший рояль – это проблема для Украины. Львовская филармония купила новый «Стенвэй», в Киеве тоже хороший инструмент, а вот в остальных городах этого нет. Нужна поддержка спонсоров, меценатов. Самые знаменитые оркестры мира существуют на вливаниях, ни один концертный зал мира не в состоянии самостоятельно приобрести хороший инструментарий. Они обеспечивают себя только при поддержке фирм, корпораций, отдельных лиц или государства.
Вы – лауреат многих международных конкурсов, много гастролируете по Европе. Вы можете сравнить отношение к классической музыке в Украине и за ее пределами?
Интерес к музыке у нас не спадает: училища и консерватории заполнены, есть конкурсы, концерты, и публике, я смотрю, это нужно. Но в Украине не развит менеджмент классической музыки. Каждый исполнитель – сам себе менеджер. Последнее время я часто выступаю в дуэте с Дмитрием Таванцем, и если тут мы организовываем свои концерты сами, то нашими зарубежными гастролями занимается агент. И на Западе у нас нет головной боли, как и с кем договориться, – это его работа.
В Украине очень хорошая фортепианная школа, много талантливой молодежи, которая играет и тут, и на Западе. Но у нас мало ценят своих. В других странах, я смотрю, приоритет отдается своим исполнителям, в той же Польше очень ценят свои кадры. А мы свое не культивируем, а это нужно.