Если кого и можно назвать героем Украины, так это того самого любителя русского рока. Потому что в конце концов перемены пришли – Почтовую площадь стали бурно перестраивать. Я нисколько не сомневаюсь, что именно тот молодой гитарист своей ежедневной медитацией на перемены и привлек их. А не сомневаюсь потому, что в Украине именно так в основном перемены и происходят.
Возьмем нашу Независимость. Мы ее завоевали? Да нет – выждали. А как мы устроили «Оранжевую революцию»? Поставили палатки и начали петь песни. Потому что это работает. Пока мало кто догадывается, что подобное созерцание и мелодичная медитация – на самом деле искуснейшая духовная практика. Она способна больше, чем суетливые телодвижения, которые часто выдают за активность.
Восточные мудрецы твердили: «Если долго сидеть на берегу реки, то увидишь, как мимо проплывает труп твоего врага». Каким-то образом украинцы это хорошо усвоили, и стратегия выжидания всегда нас выручала. Иные народы завоевывали нашу землю, украинцы умело под них подстраивались и даже помогали. Мы переняли чужую религию и культуру. Генетические исследования намекают, что даже наш язык – не наш. Но за сменой внешней оболочки мы сохранили нашу идентичность, которая заключается в умении ничего не делать и получать все готовое. В итоге мы разрушали чужие государства изнутри, на смену им приходили новые, в которых мы действовали проверенным способом. Так ушла Речь Посполитая, развалились Российская и Австро-Венгерская империи, Советский Союз.
Не зря украинцы своего главного героя Украины – Козака Мамая – никогда не изображали дерущимся. Он сидит, скрестив ноги, играет на кобзе, курит люльку, рядом обязательно штоф и рюмка. Он наслаждается жизнью, он медитирует. Даже в нашем национальном гимне есть слова «Згинуть наші вороженьки, як роса на сонці…». То есть, сами сгинут, без нашего активного вмешательства, замечает публицист Густав Водичка. Теперь мы поем эти слова и поглядываем то на Европейский союз, то на перспективы союза Таможенного (на месте Путина я был бы осторожнее с приглашениями украинцев в какие-то проекты).
И если с помощью выжидания украинцы добивались перемен к лучшему, то всякая активность приводила только к бедствиям. Чего в итоге добился Бандера? Ужесточению НКВДистских расправ. К чему привели выступления крестьян во главе с Махно? К тому, что позже, в 1930-х, Сталин Голодомором расквитался с украинским селом. Что сделал Хмельницкий, восстав против поляков?
И этим людям мы ставим памятники, пишем их имена в подземных переходах. Хотя фактически они – антигерои Украины. В то время как настоящие герои Украины заняты важными ритуалами вроде лепки вареников и посадкой картошки. Если они борются, то только с колорадским жуком. Если чему-то противостоят, то только несварению желудка. А если надо что-то изменить, то начинают петь «Перемен!».
И перемены приходят. Не обязательно такие, как нам вначале хотелось бы – вряд ли тот музыкант с Почтовой площади хотел, чтобы на том месте появилась дорожная развязка. Но он ее обязательно оценит, когда домедитирует до первого взноса на автомобиль.
В любом случае, если на наших улицах и площадях и ставить памятники, то ни в коем случае не воякам УПА или красноармейцам. Памятник галушке, что в Полтаве, гораздо логичнее – он полнее описывает героизм украинцев. А кто такие те же Бандера, Махно или Хмельницкий? Возможно, это потомки драчливых варягов. Но не украинцы – это точно.