Это утверждение было мною обосновано в статьях «Как Фонд госимущества занижает цену приватизируемых объектов» и «Как не платить больше за приватизацию: кухня ФДМУ», опубликованных в Интернет-издании «Экономическая правда» соответственно 6 и 7 февраля текущего года, на примере проведённой вами целевой подготовки ПАО «Киевэнерго» к продаже его государственного пакета акций.
8 февраля на страницах англоязычного еженедельника Kyiv Post Вы отвергли мои и ещё ряда специалистов обвинения в сознательно- коррупционном занижении стоимости этих госактивов. После довольно таки непрофессиональных и натянутых на мой взгляд рассуждениях о факторах, обуславливающих низкую цену “Западэнерго”, “Киевэнерго”, “Донецкоблэнерго”и “Днепроэнерго”, Вы в качестве главного аргумента «выкатили» результаты проведённой летом 2011 года авторитетной международной компанией Ernst&Young «Западэнерго».
Но, во-первых, ни для кого не секрет, что компании «Большой четвёрки» являются аудиторскими, и поэтому они для выполнения заказов по оценке материальных активов на территории постсоветских стран (с их искажённой советским периодом стоимостью основных фондов) используют по субподряду или отечественные фирмы, или отдельных авторитетных специалистов. Им, как правило, платят от 5% до 7 % от получаемой от заказчика за работу суммы. Остальное проедает их управленческий аппарат и забирают в качестве прибыли учредители компаний у себя на родине.
Во-вторых, не надо вводить наших граждан и ваших зарубежных партнёров в заблуждение по поводу того, что выполнение работы международной компанией гарантирует качество работ автоматически. Ещё на слуху скандал, приведший к банкротству входившей в «Большую пятёрку» аудиторских фирм мира компании «Артур и Андерсон». Шок, в котором пребывал мир, в начале 2000-х, когда в США одна за другой рушились гигантские бизнес-империи, оказался слишком сильным. Enron, WorldCom, Global Crossing, Merck – все эти американские корпорации, в один миг превратились в руины из-за того, что на протяжении нескольких лет их руководители намеренно искажали бухгалтерскую отчетность, а внешние финансовые контролеры вместо того, чтобы бить тревогу, вступали с ними в преступный сговор. Обанкротившиеся фирмы работали в совершенно разных отраслях и имели каждый свою историю. Однако в биографиях всех этих компаний был единственный персонаж, который навсегда объединил их воедино. Это была аудиторская компания Arthur Andersen, занимавшаяся проверками их бухгалтерии.
И, в-третьих, если учесть, что ДТЭК заплатила очень приличную даже по западным меркам сумму за проведённую оценку «Западэнерго» (и, кстати, других купленных Ахметовым энергокомпаний), то степень зависимости определённых ею результатов от пожеланий заказчиков становится очевидной даже для непрофессионала в этой области.
Но, чтобы не выглядеть популистски разглагольствующим оппонентом и доказать, что прав я, а не Вы, предлагаю вам следующий практический вариант разрешения спора. Я за свои, кровные 10-15 тысяч долларов нанимаю нескольких лучших украинских экспертов-оценщиков со всеми необходимыми допусками СБУ. Вы предоставляете для проведения оценки всю необходимую информацию по «Западэнерго». После завершения их работы мы передаём им отчёт заранее подобранной по нашему общему согласию комиссии авторитетных международных и украинских экспертов для сравнения и вынесения резюме. Так как мы сделаем этот спор через СМИ публичным, если я окажусь неправым, то это повысит авторитет Ахметова и ДТЭК в глазах наших граждан, и докажет открытость и цивилизованность бизнеса самого богатого украинца. Если же окажусь прав я, то Вы компенсируете мои затраты на оплату труда привлечённых оценщиков и экспертов.
Вы, конечно же, можете промолчать и не ответить на моё Открытое письмо. Причём даже, как говориться, не по «сути», а по причине снобизма и барского высокомерия, который появился у наших олигархов и обслуживающих их дорогостоящих топ-менеджеров в последние 10-15 лет. Но поверьте, что хоть я по степени материального достатка и положения в обществе стою значительно ниже вас на социальной лестнице, но имею значительно большие заслуги и как участник демократического движения в Украине начала 1990-х годов, и как полковник в отставке, и как доктор философских наук, и как чиновник с 11-летним стажем госслужбы, и как оценщик с 17 летним опытом работы, и как просто значительно старший по возрасту (на 17 лет) чем Вы человек.
Поэтому с нетерпением буду ждать от вас, Максим Викторович, ответа на моё Открытое письмо. Если же Вы посчитаете ниже вашего достоинства прореагировать на моё обращение, то хочу вам дать один маленький и в то же время очень ценный совет. Когда Вы в следующий раз будете отвечать на прозвучавшие подобно моим обвинения, то обращайтесь не к международной общественности через англоязычную газету, а к своим согражданам на понятном для них языке. Ведь если Вы им не разъясните и не докажете, что «дело» вашего шефа правое, раньше или позже это приведёт к национализации прихваченной им за последние десять лет госсобственности.