В то время, пока в столице Украины Киеве ведутся политические бои, часть Луганской области, которая контролируется украинским правительством и является форпостом войны, находится в глубоком кризисе. Об этом свидетельствуют многие сигналы, а также это подтверждается и отчетом ООН, опубликованным в сентябре 2017 года.
Казнить нельзя помиловать
Одной из главных проблем Луганской области является ситуация с компанией «Луганское энергетическое объединение» (далее - ЛЭО). Это поставщик-оператор распределительных электрических сетей в Луганской области. Аналогичные предприятия есть в каждой области Украины, и их деятельность сильно регулируется государственным регулятором – НКРЭКУ.
Данное предприятие уже больше 13 месяцев находится под финансовыми санкциями Национальной комиссии, которая осуществляет регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Санкции заключаются в том, что каждый день со счетов ЛЭО изымаются деньги, в размере большем, чем есть поступлений. Помимо санкций, ситуация осложняется наложением Государственной исполнительной службой ареста на счета предприятия.
Причина того, что Государство наказывает ЛЭО и отбирает деньги, не оставляя ни копейки для осуществления хозяйственной деятельности – достаточно прозаична. ЛЭО покупает электроэнергию у госпредприятия «Энергорынок» и имеет долг перед ним в размере свыше 5 млрд грн (по мнению Государства). Но, если вникнуть в этот вопрос чуть глубже, виден парадокс из парадоксов. Государство и его институции забирают все деньги и наказывают ЛЭО за долг, который появился из-за того, что само Государство и его институции просто-напросто не платят ЛЭО за электроэнергию – так, долг потребителей перед ЛЭО составляет около 5,5 млрд грн, и большая часть долга сформирована как раз из-за многолетнего почти безоплатного энергопотребления множества областных государственных и коммунальных предприятий, а также из-за решения Государства безоплатно поставлять электроэнергию в так называемую «ЛНР».
А в результате - ЛЭО уже 13 месяцев находится в финансовом кризисе, нет денег для выплаты заработной платы, для покупки топлива и ремонтных материалов, для ремонта электрических сетей и электрического оборудования, распределительные электросети Луганской области оказались не подготовлены к осенне-зимнему периоду. С февраля 2017 года была введена 3-дневная рабочая неделя, из-за чего сильно уменьшились зарплаты. Люди, квалифицированные специалисты, массово увольняются.
Таким образом, сейчас Луганская область рискует столкнуться с энергетическим коллапсом, что, в свою очередь, приведет к техногенной катастрофе. Это заденет и электроснабжение, и отопительные системы, и экологию региона. Это будет катастрофа, по своим последствиям значительно хуже, чем Алчевская в 2006 году. Но чиновники в Киеве игнорируют проблемы взрывоопасного региона страны и отказываются разблокировать работу предприятия – снять арест со счетов и снять/смягчить санкции.
Парадокс на парадоксе сидит, и парадоксом погоняет…
Рынок электроэнергетики Украины является довольно сложным для понимания. Но мы попытаемся немного объяснить.
Итак, почти вся электроэнергия, которая производится в Украине электростанциями, продается государственному предприятию «Энергорынок» как единому уполномоченному государством «покупателю». А затем «Энергорынок» продает ее поставщикам-операторам распределительных сетей, в число которых входит наша компания.
Еще до 2014 года ЛЭО столкнулось с нежеланием многих промышленников и коммунальщиков Луганской области оплачивать потребление электроэнергии. При этом против ЛЭО выступила часть чиновнического аппарата и обманутых общественных активистов – мол, бедная луганская промышленность не может платить за электричество, но обесточивать за это - нельзя. И все же в ходе юридических баталий многие долги удалось реструктуризировать, что давало надежду на их возвращение. Но в 2014 году все изменилось – война перечеркнула возможность собрать долги с многих злостных должников – как, например, с «Луганскводы».
А с 2014 года долги вообще начали расти астрономически – Государство заставляло ЛЭО продолжать поставки электроэнергии в так называемую «ЛНР», хотя уровень оплаты в 2014-2015 гг. составлял всего 15-25 % от потребления. А затем стал вообще нулевым.
Так ЛЭО и загнали в долговую яму. Задолженность потребителей перед ЛЭО достигла 5,5 миллиардов гривен, из них 4,9 млрд грн – это долг потребителей, которые находятся на территории так называемой «ЛНР». Долг Луганского энергетического объединения перед «Энергорынком» составил около 5 млрд грн.
В итоге, за неполные расчеты с «Энергорынком» в декабре 2016 г. НКРЭКУ наложила на ЛЭО финансовые санкции, а Государственная исполнительная служба в феврале 2017 года арестовала счета компании. Вот такой парадокс… украинское правительство заставило ЛЭО поставлять электроэнергию врагу, при этом фактически эти поставки осуществлялись за счет частной компании. А потом правительство еще и наказало ЛЭО за долги, которые возникли в результате этих неоплаченных поставок. Теперь Луганской области угрожает энергетический коллапс и техногенная катастрофа, но чиновники игнорируют эти проблемы и риски.
Что же происходит?
В целом же, все происходящее с ЛЭО и Луганской областью имеет странную и возмутительную историю дискриминации со стороны высокопоставленных чиновников. Начиная с 2014 года Луганское энергетическое объединение оказалось жертвой военных действий в регионе. Рассматривая ситуацию хоть как войну, хоть как Антитеррористическую операцию, нужно признать – возникли форс-мажорные обстоятельства, влияющие на деятельность предприятия. Новая киевская власть оказалась не способной удержать под контролем южную, наиболее промышленно развитую часть Луганской области, что повлекло значительное ограничение контроля над находящимися там ресурсами и со стороны ЛЭО.
Но украинское правительство не прекратило поставки электроэнергии на территорию, захваченную так называемой «ЛНР» - несмотря на все возражения и жалобы со стороны руководства ЛЭО (все поставки электроэнергии юридически оформлялись как поставки посредством ЛЭО – единственного лицензированного оператора электросетей в Луганской области). Энергетики сопротивлялись по вполне резонным причинам – кроме патриотического компонента (который заключался в аморальности электроснабжения врага), был и естественный бизнес-компонент – отсутствие возможности собирать платежи на неконтролируемой территории (НКТ), поддерживать платежную дисциплину, отсутствие украинской банковской системы – все это только приводило к росту долгов ЛЕО перед украинским государственным предприятием «Энергорынок» за купленную электроэнергию.
Но украинское правительство не отвечало, а проводило крайне странную политику в этом вопросе. Для того, чтоб урегулировать и узаконить поставки электроэнергии в так называемую «ЛНР», в мае 2015 года Кабинет министров Украины принял постановление №263 от 7 мая 2015 года, которым обязал ЛЭО поставлять электроэнергию на НКТ. ЛЭО долго не подписывало новый договор с Энергорынком на поставки электроэнергии в «ЛНР», понимая, что ничем хорошим это не закончится. Лишь в конце августа 2015 года этот договор был подписан – под мощным давлением власти. Сдалось ЛЭО еще и благодаря гарантиям, которые были даны нашему предприятию в Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины принятием приказа №440 от 10.07.2015 года – согласно этому документу, если на НКТ не будут оплачивать электроэнергию, то можно поставки прекратить.
Естественно, поставки электроэнергии в так называемую «ЛНР» не оплачивались, а долг «навешивался» на ЛЭО. Луганское энергетическое объединение пыталось добиться прекращения поставок на НКТ при помощи реализации норм приказа №440, но Минэнерго отказывалось это делать. В итоге долг ЛЭО перед Энергорынком возрастал огромными масштабами.
Ситуация ухудшилась принятием постановления Кабинета министров Украины №368 от 25.05.2016 года, которым правительство заставило граждан контролируемой части Луганщины платить за электроэнергию, потребленную на НКТ. А в июле 2016 года ЛЭО стало первым украинским предприятием, захваченным бандитами «ЛНР» - все ресурсы и мощности предприятия на НКТ были переданы некой компании «Нефтепродукт», которую эксперты связывают с беглым олигархом Сергеем Курченко.
И снова все обращения ЛЭО к власти оказались безрезультатными. Электроэнергия продолжала поставляться на НКТ, хотя оплаты не было. И лишь 25 апреля 2017 года украинское правительство прекратило поставки электроэнергии на территорию, захваченную так называемой «ЛНР» – между прочим, как раз на основании вышеуказанного приказа Минэнерго №440. При этом, долг потребителей, находящихся в «ЛНР», к этому моменту составил порядка 5 млрд грн. И весь это долг теперь «навешивается» на ЛЭО.
Одно деструктивное решение власти накладывается на другое, усугубляя разрушение экономики Луганщины, но правительство не желает что-то менять. Люди говорят, что все происходящее – часть хитроумного замысла, который заключается в идее отобрать предприятие или заработать на поставках ресурсов в «ЛНР», одновременно навесив стоимость поставленных ресурсов на ЛЭО.
А вы как думаете?