Результат: граждане этих стран гораздо больше доверяют своим правительства и исправно платять налоги. Неудивительно, что в последнем рейтинге восприятия коррупции от Transparency International на первых местах - Дания, Финляндия, Швеция. Это одни из тех, процент распределения денег через государство в которых - один из самых высоких. В Дании, например, госрасходы составляют 57,2% ВВП, в Финляндии и Швеции - 56,7% и 51,9% соответственно.
Доверие к государству – важнейший фактор, который определяет и отношение населения к своим фискальным обязанностям.
При этом особенно важно доверие к качеству конкретных госуслуг: если в среднем по ОЭСР уровень доверия к абстрактному государству - 40%, то при этом по 72% доверяют полиции и системе здравоохранения, 66% довольны работой образовательной системы. В Украине же позитивным балансом доверия, по данным последнего исследования Центра Разумкова, может похвастать лишь церковь, армия, Нацгвардия, СМИ и общественные организации – то есть, государству (если не считать военных) не доверяют ни под каким соусом. Милиции полностью или частично доверяют лишь 24,6% украинцев, судам – 10,6%.
Один из механизмов трат государственных, а собственно - народных денег - через тендеры. Так вот на госзакупки приходится в среднем 13% ВВП или 29% госрасходов в странах ОЭСР. Этот процесс, как и всю деятельность государства в принципе, с разным успехом стараются сделать максимально прозрачной. Так, по информации аналитиков Информационной кампании Stronger Together, в Дании работает специальный портал c информацией для потенциальных участников тендера, инструкциями по заполнению заявок, бланки и формы. При этом собственно на госзакупки государство тратит "всего" 23,3% своего бюджета. Большинство правительств в западноевропейских странах одновременно проводит собственную политику в этой сфере, отдавая преимущество экологическим производителям, предприятиям с инновациями, малому и среднему бизнесу и т.п.
"Работать онлайн" приходиться учиться и нашим чиновникам. Речь идет и о том, что уже сделано - открытие реестров недвижимости, более широком доступе к информации о госзакупках, законе о доступе к публичной информации, но и о том, что еще предстоит - усовершенствовать систему отчета депутатов за свое имущество, открыть доступ граждан на сесии, заседания бюджетных и земельных комитетов и конечно, партийную бухгалтерию. Пока же наши чиновники осваивают Facebook и разыгрывают аресты. Сделать прозрачность и открытость идеологией государственной системы гораздо сложнее. Но в нашем случае это уже условие выживания.