В чьи руки попадет газовая труба

Сегодня в обществе интенсивно формируется общественное мнение в пользу приватизации газотранспортной системы (ГТС) Украины. Ее судьба навязчиво привязывается к украино-российским отношениям, к цене на газ для населения, к теме присоединения Украины к Таможенному союзу. Тема эта не простая.

Фото: inewp.com

Оценка стоимости этой даже изрядно подизношенной системы колеблется от 9 до 25 миллиардов долларов. Сопоставимую цену имеют только уникальные украинские черноземы. Идеологи этого шага, понимая, что в народе не воспринимается идея приватизации ГТС, что этот шаг станет еще одним ударом по благополучию граждан, ведут поиск модели «вынужденной приватизации», когда нам в очередной раз скажут, что нет другого выхода - или полный крах системы, или позволить олигархам забрать еще один лакомый кусок украинского богатства.

Чтобы более точно оценить ситуацию следует обратиться к недавней истории. Подобные заявления мы слышали не раз. Но проку от изменения собственности крупного производства нет. Вспомните - на заре независимости на каждого украинца приходилось по 5 тысяч тогдашних долларов госимущества. И где оно теперь? В чьих руках?

Следует признать, «прихватизация», проведенная в Украине, привела к полной деиндустриализации страны, углубила промышленное, технологическое и научное отставание Украины от передовых стран мира. Десятки тысяч предприятий, особенно высокотехнологичных, прекратили производство, а миллионы людей потеряли работу. Общество стало резко поляризованным. Появились миллиардеры и бомжи. Страна как бы движется с двумя скоростями. Одни с ускорением и постоянным обогащением, другие с затуханием и направлением в глухой угол безысходности и бедности.

Украинские левые всегда выступали против приватизации стратегических объектов и естественных монополий, в т.ч. ГТС в любой форме. Поскольку это приводит (и уже привело) к непомерному обогащению олигархов, в дальнейшем - росту цен на энергоносители и коммунальные услуги, к еще большему обнищанию украинцев и в конечном итоге - потере экономической независимости страны. Вспомните цену 1 кВт электроэнергии в Польше и в Украине (5 и 12 центов), разницу в разы себестоимости электроэнергии на атомных и гидроэлектростанциях и у себя на предприятии или в квартире. Приход в частные руки облэнерго, распределительных газовых сетей ничего хорошего потребителям не дало. Обещанного обновления технологического оборудования, снижения потерь в линиях нет и не предвидится. Все затраты тупо списываются на потребителей. Как показывает практика, не имеет принципиального значения какие богачи заберут в свои руки трубу - украинские, российские или европейские.

Убежден, что навязываемая обществу мысль о неэффективной работе ГАК «Нефтегаз Украины», как следствие государственной формы собственности на газотранспортную систему не есть правдивой. Она зависит, прежде всего, от желания власти эффективно управлять предприятием, как со стороны менеджмента, так и государства. Поэтому следует немедленно убрать из «Нефтегаза» коррупционеров и мародеров, которые не один год делают свои состояния на грабеже госпредприятия. Необходимо обеспечить справедливый баланс финансов, сделать прозрачными все механизмы деятельности. И тут без общественного контроля не обойтись.

Для увеличения прозрачности и контроля за работой «Нефтегаза» целесообразно разделить его на отдельные предприятия, ведущие добычу газа и нефти, занимающиеся транспортировкой, хранением и реализацией потребителям. Это сделает деятельность предприятия более эффективной и прибыльной. Для этого есть все необходимые условия, ведь в прошлом году даже принят соответствующий закон, который такое право дает Кабмину.

Экономический кризис подтвердил, что неолиберальная модель развития экономики завела мир в тупик. Выйти из тупика возможно только через использование государственных механизмов регулирования и даже прямого управления. Особенно это касается природных монополий и инфраструктурных объектов. Нужно найти общий язык с российской стороной, не допустить превращения нашей ГТС в груду металлолома. Государство должно заниматься не приватизацией ГТС, а радикальным улучшением государственного менеджмента в этой сфере, борьбе с коррупцией и злоупотреблениями. Нужно готовить и подбирать новые, честные и квалифицированные, патриотически настроенные молодые кадры. Как воздух нужна реформа зарплаты, новые стимулы для труда, общественный контроль, особенно со стороны СМИ.

Как осуществить все эти шаги, что здесь самое главное, с чего надо начать? Единственно верным выходом из ситуации является изменение всей нынешней политической системы, разрыв цепочки «олигархи - власть - государство». Все политические партии, общественность должны встать на защиту того, что создано руками целых поколений, что дано нам природой и не допустить приватизации газотранспортной системы.

Станислав Николаенко Станислав Николаенко , Ректор Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (НУБиП)
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram