ГоловнаЕкономікаДержава

Как "трубу" готовят к продаже

Во всем мире добыча нефти и газа – сверхдоходное дело. Скажем, в свежем списке крупнейших компаний мира по версии Forbes, в первой тридцатке находится десять нефтегазовых компаний. Украинского "Нафтогаза" нет в этом списке вообще. Что и не удивительно, так как финансовые результаты отечественного холдинга, мягко говоря, аховые.

Фото: Макс Левин

2012 год он закончил с убытком 10,3 млрд грн при сократившемся до 97,4 млрд грн доходе. В правительстве уверены, что виной таким убыткам является несоответствие стоимости дорогого импортного газа и низкой ценой его реализации предприятиям теплоэнергетики для производства тепла населению. В материалах государственного бюджета отмечается, что в нынешнем году это 3370 и 727 гривен соответственно. По этой причине НАК за год недосчитается около 21,5 млрд грн, которые нужно будет покрывать за счет выпуска облигаций внутреннего госзайма и других источников.

О том, что с убытками «Нафтогаза» нужно что-то делать, говорил еще президент Виктор Ющенко. В конце своего президентства он заявил, что НАК нужно реформировать, чтобы спасти компанию от банкротства. Однако это было скорее политическим заявлением в его конфликте с премьером Юлией Тимошенко, и всерьез заняться этим вопросом Ющенко не успел.

Снова вопрос реформирования газового рынка был поднят после вступления Украины в Европейское энергетическое сообщество и уже по другой причине. Ратифицировав протокол о присоединении к этой организации Украина, взяла на себя обязательство реформировать газовый рынок в соответствии с нормами Европейского Союза. В частности, энергетические директивы ЕС требуют, чтобы вертикально интегрированные холдинги, коим является и «Нафтогаз», были разделены по видам бизнеса. Для украинской компании это означало, что бизнес по транспортировке природного газа должен быть отделен от бизнеса по его добыче и поставке.

В сентябре 2011 года президент Виктор Янукович поручил премьеру Николаю Азарову приступить к разработке проекта реформирования "Нафтогаза" и подготовке связанных с этим изменений в законодательство. В правительстве восприняли поручение с энтузиазмом, и министр энергетики Юрий Бойко уже спустя несколько дней вещал о том, как в 2012 году акции возникших при реорганизации "Нафтогаза" компаний будут размещаться на бирже и как это принесет государству 10-15 млрд долларов. «Денег хватит на покрытие всех кредитов, и еще останется 7 млрд долларов, чтобы мы могли увеличить добычу и инвестирование со стороны государства в добычу газа», - говорил министр.

Фото: Макс Левин

Но перспектива вывода «Нафтогаза» или его частей из государственной собственности не на шутку всполошила оппозицию. Начали появляться гневные заявления, что Кабмин задумал продать газотранспортную систему, «историческое сокровище» Украины, как пафосно выразилась Юлия Тимошенко. Депутат Юрий Кармазин, который подготовил альтернативный правительственному законопроект о рефомировании нефтегазовой отрасли, отмечал, что приватизация ГТС может навредить экономике, дестабилизировать работу газотранспортного сектора и даже привести к всплеску инфляции. После бурных блокирований в парламенте Кабмин пошел на попятную со своим законопроектом и Верховная Рада приняла проект Кармазина, запретивший приватизацию НАКа и любых его частей, существующих или будущих.

Но вместе с тем реформе «Нафтогаза» наконец-то был дан зеленый свет, и через пару месяцев правительство объявило о корпоратизации главных «дочек» НАКа - "Укртрансгаза", который управляет ГТС, и "Укргаздобычи", крупнейшей газодобыващей компании в стране (объем добычи - около 15 млрд куб. м газа ежегодно). Суть решения Кабмина заключалась в преобразовании дочерних предприятий, которыми были «Укртрансгаз» и «Укргаздобыча», в публичные акционерные общества. Это необходимо для их выделения из состава «Нафтогаза», как того требуют в Энергетическом сообществе. Реорганизация компаний в ПАО завершилась в конце декабря 2012 года.

Резкий поворот в процессе реформирования «Нафтогаза Украины» состоялся в конце апреля 2013 года. В то время как все нормальные люди мысленно уже были на майских каникулах, правительство неожиданно внесло законопроект с неброским названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины». Однако оказалось, что за ним вдруг спрятана вполне понятная цель – разрешить приватизацию (или аренду, что на самом деле сути сильно не меняет) газотранспортной системы. Почему Верховной Раде нужно отменить свое же решение годичной давности, Кабмин объясняет просто – приближением к европейским стандартам в энергетике. Впрочем, такое объяснение видится довольно-таки сомнительным. В пояснительной записке к документу правительство ссылается на директиву 2003/55/ЕС. Однако если посмотреть на сам текст директивы, то там черным по белому говорится: оператор ГТС должен быть отделен от вертикально интегрированной компании (читай – «Нафтогаза»), но это не значит, что вертикально интегрированная компания должна потерять право собственности на активы ГТС (что случится, если ГТС будет приватизирована). Например, польская компания Gaz-System S.A., которая управляет всеми газопроводами в стране, кроме трубы «Ямал-Европа», на 100% принадлежит государству, и никаких претензий по этому поводу Европа не предъявляет.

Фото: EPA/UPG

Кому пришла в голову идея продать ГТС? Вице-премьер Юрий Бойко в интервью «Зеркалу недели» заявил, что нанятым за 10 млн гривен консультантам из аудиторской фирмы Ernst&Young. Якобы «приватизация повысит прозрачность холдинга и позволит часть денег от приватизации направить на погашение западных кредитов». И вообще, реформа «Нафтогаза» может быть завершена только тогда, когда продадут «Укртрансгаз» и «Укргаздобычу». Но вполне вероятно, что на самом деле за продажей ГТС стоит банальная цель выбить газовую скидку для украинской экономики, которая совсем скоро будет «праздновать» первую (хотелось бы верить, что второй не будет) годовщину своего падения.

Лидеры фракций Верховной Рады на согласительном совете в понедельник решили отложить рассмотрение законопроекта о приватизации ГТС. Однако надолго ли?

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram