День дурака в стране чудесов

На этой неделе весь мир отмечал праздник, который по праву можно назвать днем украинского инвестора. Конечно, мир большой и многогранный и каждый раз может найтись человек, целая страна, или целая страна в лице одного человека, которые пытаются перехватить нашу пальму первенства. Не всегда эти люди оказываются связанным с фондовым рынком, но очень часто их шуточки потом выходят боком инвесторам и хорошо иллюстрируются на ряде графиков.

Фото: EPA/UPG

Последнее время, правда, конкурентов все меньше и меньше. То ли украинские ребята год от года набираются профессионализма, то ли мир мельчает. И правда ведь, спрятали по дальше где то на ранчо Буша, диктаторы мрут как мухи и даже Берлускони не всегда оказывается в форме.

И в эту пятницу можно было бы и не найти темы для разговора, чтобы хоть как-то отвлечься от киевских (углегорских) реалий, если бы не славный сын и внук Северо-Корейского народа, решивший доказать всему миру, что и у него есть продукция Авангарда (должна же она быть хоть у кого-то, с таким то объемом экспорта). В общем, не будучи способным дать своему народу немного хлеба, этот товарищ начал обеспечивать зрелища, причем сразу всему миру.

Зрелища надо сказать оказались так себе, и хоть и марши экзальтированных солдатиков не сходили с экранов мировых бизнес-каналов (ну а как еще Северной Корее получить там эфир), кнопку никто так и не нажал, так что даже азиатские рынки пока игнорируют воинственного Ким Чен Ына. При этом, японский рынок так и вообще взял на себя роль лидера роста, после того как американцы взобрались на вершины и призадумались, а европейцы просто продолжают пребывать в философских размышлениях. Только с ноября японский фондовый рынок прибавил около 30%, а последние пару торговых дней так и вовсе сорвался с катушек. Что интересно, механизмы роста в Токио точно такие же как за океаном. Новый глава японского центра банка решил, что он круче Бернанке и Драги и принялся заливать все деньгами.

При этом, все и так раньше знали, что власти будут щедрыми, но никто не ожидал, что настолько. Впрочем, в отличии от Бернанке, который своим станком может влиять, и охотно этим пользуется, на весь мир, вдохновить все народы мира на рост Япония пока не может. Большая часть голов как всегда повернута в сторону США, где инвесторы и спекулянты должны решить для себя очень важную дилемму. Янки и на этой неделе несколько раз обновляли исторические максимумы, откатываясь потом чуть ниже. И теперь у них остается два пути. Либо начинать наконец коррекцию, которую многие уже заждались, либо идти вперед. Но пока решимости не хватает ни для одного из этих решений.

И утро пятницы индекс S&P500 начнет у отметки в 1560 пунктов. Не исключено, что решающий вклад внесет стартующий на следующей неделе сезон корпоративной отчетности, который внесет разнообразие в скучную в последнее время макроэкономическую статистику.

Относительно затишье наступило и в украинском макроэкономическом поле (единственное поле в Украине, где царил покой и тишина). МВФ приехал и затаился, будто бы его здесь и нет. На валютном рынке гривна традиционно ослабла, ведь она точно знает, что МВФ все-таки где-то рядом и ведет себя так всегда, когда миссия в городе. Объем ликвидности также остается пока без особых изменений, хоть и даже с таким его объемом участники рынка иногда сталкиваются с дефицитом средств. Затишье и на рынке облигаций. Государственные облигации уже выросли настолько, насколько могли, и теперь вяло торгуются на новых уровнях.

По классике следующими должны активно покупаться облигации банков, что вроде бы и происходит. Но список потенциально интересных имен здесь настолько узок (все-таки геноцид ликвидностью прошлого года почти не оставил никого на рынке), что для настоящего фестиваля не хватает. До муниципальных и корпоративных облигаций рынок еще немного не созрел, хотя рано или поздно это случится. Наиболее интересным из процессов, происходящих на рынке облигаций, является появление рыночных покупателей на 5-ти летние облигации. При этом разителен сам контраст, когда одни отказываются вкладывать в любые бумаги длиннее полугода, а другие покупают настолько длинные инструменты.

И каждый из них тихо посмеивается над другим, покручивая пальцем у виска. Пока лишь можно сожалеть, что нерезиденты не спешат возвращаться и иностранного покупателя найти также трудно, как и красноречивого боксера. И это при том, что доходности по всему миру продолжают оставаться ниже плинтуса, о чем красноречиво свидетельствует рынок еврооблигаций.

Но заграница не спешит нам на помощь. А ее подмога пригодилась бы теперь и на рынке акций. Как в старом сказке, третий раз закинул старик невод… Это третий раз украинский рынок акций за последние полгода устремился к своим минимальным значениям. В этот раз его туда занесло не по инерции (июнь 2012) и не от политического мандража (октябрь 2012), а самым что ни на есть объективным образом. Вернее, объективным для рынка, претендующего на эффективность и где до этого все компании были оценены справедливо. Из маленькой искорки где-то в цеху загорелся не только пожар на Углегорской ТЕС, и случился обвал на рынке акций.

В общем то, валилось Центрэнерго, другие бумаги решили падать из чувства солидарности. Это чувство очень развито на фондовом рынке Украины, где мало кто обращает внимания на корпоративные новости, но хорошо подвержен стадному инстинкту (позитивисты называют это чувством локтя). Это то его качество, которое нравится всем во времена роста, и ненавидимо во время падения. Но о росте говорить уже как-то и неприлично, особенно когда индекс УБ начнет утро пятницы на отметке 827 пунктов. Казалось бы, такие скидки, а очередей не видно. Хорошо лишь, что и продавцов еще меньше.

Но печалится и посыпать голову угольным пеплом еще рано. Мы ведь живем в стране чудес, где все возможно. Ведь известно, где соберутся 2 украинца, там 3 гетмана, а теперь уж где соберутся трое, там целый парламент. Трудно даже представить, что будет, когда соберутся несколько десятков человек на Трейдер Кампе в субботу (окон помыть могли бы много и сразу, это точно). Да и цена вопроса ведь не такая и большая. Даже скудненькие 10 млн. долларов, легко зарабатываемые на маленьком тендере метрополитена, могли бы изменить картину до неузнаваемости. В этом слабость украинского рынка акций, но в этом, как учат старые китайцы из голливудских фильмов, и его сила. И если пока не получилось подсадить никого из власть имущих или его детей на интернет трейдинг (плохо старалась биржа, наверное), то можно же объяснить, что не по пацански как то. У всех растет и большой, а у нас падает и маленький, и никакой иллюстрации для покращення. Хотя, может как раз в этом и есть наивысшая эффективность украинского фондового рынка.

Сергей Фурса Сергей Фурса , Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram