Любой уважающий себя предприниматель обязательно хочет туда съездить. Любой венчурный инвестор просто обязан быть там со всеми знаком, чтобы помочь компаниям получить следующий раунд финансирования. Cтраны, правительства которых претендуют на то, чтобы стать точкой роста инноваций, открывают в Долине свое полу-государственное представительство (Израиль, Канада, Эстония и другие). Я как раз вернулась из поездки, организованной для инвесторов ранней стадии, и хочу поделиться своими смешанными впечатлениями.
Что же такого удивительного в Кремниевой долине США? Там особая эко-система технологического предпринимательства, которая дает стартапам уникальные возможности для быстрого роста. Прежде всего, Кремниевая Долина - это возможности для получения финансирования. Мало того, что именно там находятся все самые большие и успешных венчурные фонды, так и финансирование привлеченное в Долине на 32% выше на всех стадиях развития бизнеса. Там также на 20% больше менторов, чем в любом другом развитом мировом центре инноваций. Серийных предпринимателей, которые уже несколько раз создали успешный и не очень бизнес, как минимум, вдвое больше. Они в разы чаще готовы консультировать других предпринимателей.
Это значит, что в отличие от Украины, где очень низкий уровень терпимости к провалам и практически отсутствующая культура менторства, там предпринимателю будет к кому обратиться и за деньгами, и за советом. Ежедневные бесплатные события дают возможности для получения самой горячей информации обо всем, что важно для стартапа - технологиях, маркетинге, методах привлечения и удержания клиентов. И конечно же, только там стартап действительно развивает бешенную скорость, так как вынужден конкурировать с десятком других команд, которые работают бок о бок. Долина – это Скорость!
Цели поездки. Основная цель – это получение финансирования следующего раунда, как правило, от 150 тыс. долларов. Если бизнес в сегменте B2B и высокотехнологический, то вместе с привлеченным финансированием, можно будет развивать и сам бизнес за счет американких партнеров. Идеи в сегменте С2С также значительно легче развивать именно в США, так как пользователи уже приучены к новациям, готовы за них платить и при этом вовлечены на долго. Очень редко, но бывает, что именно в Долине ведется технологическая доработка продукта. В том случае, если разрабатывается компонент, который будут встраивать в ресурсы других технологических компаний, это логично делать рядом с такими партнерами, но имея их согласие на сотрудничество. Если основной рынок партнеров, пользователей и рекламодателей в США, то и присутствие там человека, ищущего их, необходимо. Если общий объем финансирования более 2 млн, то США, чуть ли, не единственное место для такого раунда.
Что ожидают венчурные инвесторы от стартапов из-за рубежа? Скажем так, они вполне довольны тем, что у них уже есть. Уровень местных стартапов очень высок и их достаточно. Поэтому, очень многие фонды, акселераторы и группы ангелов не ведут открытый прием заявок. Сделки к ним попадают «по-знакомству». Если и есть надежда выделиться для украинских предпринимателей, то прежде всего она есть у высокотехнологичных стартапов, которые могут быть компонентами других бизнесов. Стартапы из США – очень амбициозные. Они нацелены на огромные рынки и очень быстрый рост. Поэтому, украинским ребятам будет нереально конкурировать за внимание инвесторов с проектами в нишевых и региональных рынках.
Очень важно наличие уже достигнутых результатов. Даже не думайте ехать просто с идеей, прототипом и 1 тыс. пользователей в сегменте B2C. Идеи без 30-50 тыс. пользователей, 5-7% еженедельного роста и активного вовлечения 50% пользователей вряд ли кого-то заинтересуют. Там любят истории «случайного роста», который можно логически объяснить и, соответственно, развить системно. Одна из часто встречающихся проблем наших предпринимателей – плохой дизайн и пользовательский интерфейс наших сервисов. Вот инженерную часть наших программистов, как правило, хвалят! В Долине реально смотрят на то, как выглядит бета-версия. Все кофаундеры должны свободно говорить по-английски и быть раскованными. Большинство сделок начинаются с рукопожатий и представлений бизнеса на разных мероприятиях для общения. Кофаундеры должны быть очень общительными и готовыми к круглосуточной работе.
За 4 дня активных встреч, я лично, даже имея прошлый опыт проживания в очень динамичной среде в США, засомневалась в том, что смогла бы так и дальше так продвигать бизнес в Долине. Очень желательно привлечь американца на одну из ключевых должностей в компании-стартапе. Самая большая ошибка – это думать, что инвесторы ищут сделки и Вас там ждут. Самая большая сложность – это найти в себе силы и возможность уверенно убеждать всех инвесторов, что у Вас реально что-то есть.
Как же лучше всего организовать поездку команды? Прежде чем решиться на переезд всей команды, я бы посоветовала участие одного из кофаундеров в краткосрочной программе, которые организовываются акселераторами, инкубаторами и коворкингами. Очень важно наличие партнера в США, такого как ангельский или венчурного инвестора или местный член команды. Именно для их поиска и стоит поехать на короткий срок. Такая поездка поможет избавиться от очень многих иллюзий. Можно попробовать провести предварительные переговоры с инвесторами и из Украины, но это сложно. У меня сложилось впечатление, что все они довольно эгоцентричны и не очень доверяют разговорам через океан. Даже временная разница делает переговоры слишком сложными.
Есть ли альтернативы поездке в Кремневую долину? Ну конечно же! Вы можете переориентироваться на другой быстро-растущий рынок рядом с Украиной – СНГ или Европа. Скорее всего, отпадет необходимость переезда в США, но появится необходимость поездок в другие регионы. Можно попытаться получить финансирование из Европейского союза или России, где активно начинает развиваться венчурный бизнес. Может деньги там и не такие уж «smart», но они есть. Разумным будет отложить поездку и продолжить развитие в Украине до момента достижения приличных количественных и качественных результатов.
Получение дополнительных знаний в местных инкубаторах и получение инвестиций от местного инвестора, в некоторых случаях, тоже может помочь попасть в Долину. Обязательно нужно подавать заявки в те акселераторы в Долине, которые принимают идеи от международных стартапов. По данным акселератора «500 стартапов», каждая 5 команда у них – это выпускники других акселераторов и инкубаторов. В США есть и другие города, которые не стоит отбрасывать - Нью-Йорк, Бостон, Боулдер. Не стоит зацикливаться на одном регионе, так как, например, для рынка медийных проектов Долина не столь уж и правильное место.
Я вернулась из Сан Францизко с отчаянным желанием помочь советами и знакомствами большему количеству украинцев получить уникальные возможности в Долине. Вместе с тем, я разобралась, что команд, которые действительно могут рассчитывать на успех там, пока в Украине не так и много. Конкуренция Кремнивой долины настолько высока, что не стоит расчитывать на сказку. Очень важно понимать, что без наличия уникального технологического продукта, отличной команды, проверенных предпосылок бизнеса и значимого количества активных пользователей, там делать нечего. Где бы Вы не решили развивать свою идею, удачи Вам!
Надеемся, Вам помогла эта статья. Пожалуйста, поддержите автора в его стремлении собрать средства для подарков детям ко Дню Святого Николая - ubb.org.ua/ru/project/477/