Больше, чем фестиваль
Фестиваль аудиовизуального искусства и новых медиа в городском пространстве "Конструкция" впервые состоялся осенью 2014-го года по инициативе местной общественной организации "Культура Медиальна". Масштаб для Днепропетровска был не традиционным. В первый же год "Конструкция" длилась неделю. Программа фестиваля разворачивалась в трех направлениях - художественном, музыкальном и образовательном. В день проходило от двух до четырех мероприятий. Участие приняли более 50 артистов, лекторов и музыкантов из Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Всего было задействовано более 10 локаций в общественном пространстве города. "Когда я увидел программу, я подумал что они ненормальные", - сказал художник Никита Шаленный и стал участником первого фестиваля.
"Это было ужасно тяжело. Нас было три человека организаторов и небольшая группа волонтеров. Мы все делали сами. Я имею в виду, что мы не только составляли программу, искали финансирование, покупали билеты для иностранных гостей. Мы и колонки сами носили", - смеется соорганизатор "Конструкции" Катя Русецкая.
В 2015-м "Культура Медиальна" организовала фестиваль снова.
Идеологический айсберг
Одной из отличительных особенностей фестиваля является его явно урбанистический характер. Мероприятия проводятся всегда в разных и довольно необычных локациях: перформанс Юлии Кривич в разрушающемся дворце культуры Ильича, нойз-концерт в Доме органной музыки, выставка работ Даниила Галкина на почти не функционирующем Южном вокзале, техно-вечеринка на заброшенной фабрике имени Володарского, образовательные дискуссии в галереях города, инсталляции на площадях, в торгово-развлекательных центрах и Домах культуры на жилмассивах и микрорайонах. "Конструкция 2015 прошла под темой "Форма и содержание", - говорит куратор образовательной программы и соорганизатор Юля Овчаренко, - мы брали старую форму и старались проверить ее на толерантность к новому. Каждое такое мероприятие в такой локации - это столкновение миров".
Привлечь внимание к знаковым местам в Днепропетровске, которые сегодня находятся в запущенном состоянии, физически или морально, - это простая идея, одна девятая айсберга, которая находится над водой. "Мы хотим говорить о проблемах нашего города, нашего общества, - комментирует соорганизатор фестиваля Андрей Палаш, - мы не просто взяли европейскую модель урбанистического фестиваля и слепо перенесли ее в Днепропетровск. Мы живем в этом городе и знаем его. Здесь нужно менять очень многое, но для этого нужно понимать материал".
Декоммунизация и ее суть
Днепропетровцы живут в плену идеологических мифов. Заложенный еще, как Екатеринослав, город планировался третьей столицей Российской империи, после Москвы и Питера. В глубоком совке был закрытым городом, космической столицей Украины, кузницей кадров. В 90-е эта кузница производила уже не только политических, но и криминальных деятелей. Это "город-волнорез", украинская силиконовая долина, индустриальная столица, прифронтовая зона. Сегодня средний днепропетровец - жертва всех этих мифов одновременно. "Работать с таким перенасыщенным пространством очень тяжело, - делится Катя Русецкая, - Днепропетровск не Киев, не Одесса и не Львов. Днепропетровск не культурная столица, но именно здесь на столкновении эпох, взглядов и мифов нужен такой фестиваль".
Украинский художник Даниил Галкин, неоднократный номинант премии PinchukArtCentre, а также премий Сергея Курехина и Кандинского, премии Малевича, стипендиат программы Gaude Polonia 2016, живет и работает в Днепропетровске. Его работы были представлены на обоих прошедших фестивалях. "Конструкция" - это непривычное явление для Украины в целом, - говорит художник, - особенно художественная часть фестиваля. Когда художники задействуют публичное пространство города. Во всем мире паблик-арт уже давно устоявшаяся практика. Посмотрим, сколько еще раз в Днепропетровске переименуют улицы, перед тем как установят скульптуру современного автора".
По сути, "Культура Медиальна" занимается декоммунизацией, децентрализацией и ревитализацией одновременно. С той лишь разницей, что организаторы фестиваля понимают, что с пространством нужно работать, а не просто переименовывать.
Украинская художница и член кураторской группы "Худсовет" Анна Звягинцева в 2015-м году приняла участие в "Конструкции" с проектом "Истории повседневности Днепропетровска".
"В связи с отсутствием институций, которые должны последовательно работать с тем, что нам осталось от советского периода, такие инициативы могут запускать процессы переосмысления этого наследия, - анализирует художница, - Обычно фестиваль это масштабное событие, ориентированное на широкую публику. Но тут не произошло упрощения, инфантилизации, как обычно бывает при желании сделать некое "массовое событие". Важно еще то, что организаторы стремились не просто показать результаты исследований, которые делали художники, но и приглашали жителей участвовать в реализации проекта . В моем случае это и стало основой "Истории повседневности Днепропетровска". Это совместная работа - моя и жителей города".
Культурная пустыня
За два года фестиваль посетило более 10 тысяч днепропетровцев и гостей города. "Конструкция" постоянно ищет возможности расширить свою аудиторию, сделать посетителей соавторами общественных трансформаций. Свободный вход на художественные и образовательные мероприятия - принципиальное решение команды организаторов.
Между фестивалями "Культура Медиальна" предпринимает постоянные попытки по созданию в Днепропетровске центра современного искусства. "Все что нам нужно для этого, это помещение с символической арендной платой, - говорит Андрей Палаш, - это та помощь, которую традиционно оказывают муниципалитеты локальным культурным платформам во всем мире. Нам пока нечем похвалиться. Поиск финансирования - непростая работа, потому что "Днепропетровск - это культурная пустыня". Я хорошо запомнил эту цитату из уст одного из потенциальных иностранных партнеров "Конструкции", - смеется Андрей, - У нас есть несколько постоянных иностранных партнеров, благодаря которым мы продолжаем работать. Но наша основная цель - добиться партнерства с местной властью. Именно партнерства. Отрабатывать PR-проекты или водить хороводы никто не хочет. Я пока не знаю насколько это реально".
В этом году "Конструкция" будет проходить с 30 мая по 5 июня.