Основные положения этого кодекса, над которым работали специалисты Ассоциации налогоплательщиков Украины, ее территориальные отделения в областях и представители украинского бизнеса, юридическая компания «ЮСКУТУМ» и Ассоциация «Укрводка» базируются на требованиях нынешнего времени, согласно которому налоговая система Украины должна быть гибкой и быстро реагировать на изменения в обществе и экономике.То же самое касается и налогового законодательства - оно должно быть простым, прозрачным и либеральным.
Безусловно, положения указанного проекта Кодекса уже после презентации вызвало ряд критических замечаний и предложений, за что я очень благодарен как участникам Форума, так и тем, кто уже успел с ним ознакомиться из других источников.
Хочу подчеркнуть, что эта редакция проекта не является окончательной. В течение 3-х месяцев Ассоциация планирует проведение ряда круглых столов, заседаний рабочей группы, на которых состоятся профессиональные обсуждения текста проекта, разъяснения сути предполагаемых изменений и получение обратной связи.
Мы открыты к диалогу, готовы сотрудничать со всеми, кто хочет предоставить рациональные предложения и сделать налоговое законодательство действительно либеральным, чтобы оно дало возможность развиваться украинскому бизнесу и экономике Украины в целом.
В частности, по налогообложению субъектов малого и среднего бизнеса, который в настоящее время применяет упрощенную систему налогообложения. Действующая ныне система не отменяется, а трансформируется в особый режим налогообложения с предоставлением субъектам предпринимательства статуса микробизнеса и малого бизнеса.
Статус микробизнеса могут приобретать физические лица-предприниматели, которые:
- Осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках;
- Занимаются традиционными народными промыслами;
- Осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению;
- Количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 5 человек;
- Годовой объем дохода не превышает 1 млн. грн.
Предлагается взвешенная ставка налога в размере 8% от минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, в расчете на месяц.
Статус малого бизнеса могут приобретать физические лица-предприниматели, которые:
- Осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг населению и плательщикам, на которых распространяется особый режим налогообложения согласно этому разделу;
- Осуществляют производство или продажу товаров;
- Количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 25 человек;
- Годовой объем дохода не превышает 5 млн. гривен.
В таком случае предлагается ставка налога 3% от дохода. При этом субъектам малого бизнеса предоставляется право добровольной регистрации плательщиком НДС и они должны применять регистраторы расчетных операций.
Ассоциацией налогоплательщиков Украины предлагается новая взвешенная Концепция по налогообложению физических лиц.
С целью комплексного уменьшения налоговой нагрузки на оплату труда - как материального, так и операционного, вывода доходов из «тени», обеспечение качественной занятости трудоспособного населения, предлагается объединить налог на доходы физических лиц и единый взнос в один налог - налог на доходы физических лиц и введение его единой ставки.
Размер ставки снижается постепенно: с 1 января 2018 года - 32%, с 1 января 2019 - 28%, с 1 января 2020 ставка составит 20%.
В течение 2018г. налог по доходам в форме заработной платы и доходов в виде вознаграждения по гражданско-правовым договорам за исполнение работ (оказание услуг) лиц начисляется, удерживается и уплачивается следующим образом:
- 18% за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу;
- 14% налоговым агентом (работодателем) и за его счет.
В период с 1 января 2019г. по 31 декабря 2019г. ставка налога на доходы физических лиц в размере 28% начисляется, удерживается и уплачивается в следующем порядке:
- 18% за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу;
- 10% налоговым агентом (работодателем) и за его счет.
Это даст возможность легализации трудовых отношений, детенизации заработной платы, увеличение поступлений в бюджеты (фондов) различных уровней.
Кроме того, с целью снижения налоговой нагрузки на рядовых граждан, обеспечения социальной справедливости и снижения социальной напряженности в обществе предложенный Проект предусматривает:
─ освобождение от налогообложения суммы пенсий, ежемесячного пожизненного денежного содержания, независимо от их размера;
─ освобождение от налогообложения стипендии, которая выплачивается из бюджета, независимо от ее размера;
─ освобождение от налогообложения таких пассивных доходов в виде процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет;
─ освобождение от налогообложения сумму, выплачиваемую любым юридическим или физическим лицом в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений по подготовке или переподготовке студента и/или работника;
─ ослабление условий налогообложения операций по продаже (обмену) объектов недвижимого имущества и освобождение от налогообложения дохода от наследства, получаемый физическим лицом от членов семьи II степени родства.
Ассоциация убеждена, что предложенные изменения, наряду с введением налога на выведенный капитал, единого налога на доходы физических лиц вместо двух ныне действующих платежей - налога на доходы физических лиц и единого взноса, снижение его до 20% в 2020 году, значительно уменьшат потребность юридических лиц в применении особого режима налогообложения для экономии на уплате налогов, улучшит бизнес-климат в стране.
Ассоциация предлагает ввести мораторий на проведение проверок субъектов, выберут особый режим налогообложения до 2020 года, начиная с которого вводится один налог и единая ставка на доходы физических лиц - 20%.
По нашему глубокому убеждению эти три года «так называемого отдыха от проверок» дадут возможность увеличить долю ВВП, которая приходится на малый и средний бизнес с 15% до 50%.
Кстати, осуществленный анализ статистических показателей некоторых зарубежных стран специалистами Ассоциации свидетельствует об очень значительном проценте малого и среднего бизнеса в формировании ВПП стран. Это говорит, что правительства зарубежных стран заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса и в повышении уровня занятости своего населения, его благосостояния.
Например, в Великобритании малый и средний бизнес составляет 96%, охватывает занятость рабочей силы 25% и производит 20% ВВП.
В Польше 94,7% от числа всех зарегистрированных субъектов - микропредприятия (3,6 млн), 4,4% - малые фирмы (0,17 млн). Доля малых и средних предприятий в создании ВВП составляет почти 54%.
В Германии малые и средние предприятия составляют 99,7% всех коммерческих предприятий и создают почти 50% ВВП, за их счет создаются 2/3 рабочих мест.
Чем отличается малый и средний бизнес Украины от такой формы ведения деятельности по сравнению с другими зарубежными странами?
Именно таким образом мы на паритетных началах сможем достичь восприятия и позитива для предпринимателей и для государства, непременно улучшим условия ведения бизнеса в Украине.
Отдельно хочу остановиться на вопросе возможных потерь бюджета от сокращения количества налогов и снижении их ставок.
Во время работы над текстом проекта Кодекса, специалисты также думали над тем, чтобы не были уменьшены поступления как в государственный, так и местные бюджеты. Мы даже не могли допустить мысли об уменьшении объемов финансирования здравоохранения, образования и социальных выплат.
Одним из главных компенсаторов в первом полугодии введения норм либерального Налогового кодекса Украины, то есть с 1 января до 1 июля 2018 года, в период адаптации к новым условиям налогообложения, считаю, что должны быть поступления от приватизации государственных предприятий. В связи с этим Правительством должна быть проведена значительная подготовительная работа по активизации процессов приватизации и определения наиболее привлекательных объектов приватизации, как условие реформирования экономики Украины и дополнительных поступлений в бюджет уже в течение 2017 года.
Кроме того, дополнительным источником поступлений является детенизация всех экономических процессов, в частности:
- детенизация рынка алкогольных напитков не менее 6 млрд. грн.;
- легализация трудовых отношений, детенизация фонда заработной платы;
- оздоровление инвестиционного климата путем введения налога на выведенный капитал;
- установление ограничения в части применения особого режима налогообложения, которые уменьшат риски использования схем оптимизации уплаты налогов юридическими лицами в значительном размере поступлений в бюджет;
- расширение базы налогообложения по налогу на недвижимость и платы за землю;
- снижение уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда на 20% даст возможность увеличения поступлений в бюджет до 25% - примерно 25 млрд. грн .;
- объединение экономических подразделений Службы безопасности, Министерства внутренних дел и налоговой милиции, то есть высвобождение почти 22 000 работников и создание Службы финансовых расследований в количестве не более 6000 работников;
- установление справедливых условий в налогообложении сельскохозяйственных предприятий путем введения сельскохозяйственного налога;
- изменение порядка налогообложения использования водных ресурсов даст положительный результат за счет:
• определения плательщиком исключительно первичных водопользователей, которые получают доход от удаленной воды;
• введения ставки от стоимости воды как товара (100-125 млн. грн.).
В целом считаю, что только комплексное реформирование всех отраслей экономики Украины - производственного сектора, образования, науки, культуры, системы здравоохранения, социальной защиты, в первую очередь, проведение пенсионной реформы - одновременно с введением либерального Налогового кодекса Украины даст возможность вывести Украину на совсем новый уровень экономического развития, во что я искренне верю!