Игра на имперских амбициях населения самого крупного по территории государства в мире – давно обкатанный вариант. Почему острие главного удара будет направлено против Украины? Вопрос выглядит риторическим, ведь по территории нашей страны продолжается транзит львиной доли экспортного объема российских энергоресурсов в Европу. В крымских портах расположен Черноморский флот РФ, имеющий преимущественно представительское значение. Украина во внешнеполитической риторике российских политиков все чаще упоминается в сочетании с определениями «временно потерянная территория» и failed state – ради емкости последнего статуса его могут употреблять даже на языке вероятного противника – США.
К тому же в Украине налицо серьезный политический кризис, связанный с пребыванием в заключении Юлии Тимошенко, разворачивается парламентская кампания, участники которой не склонны обращать внимание на условности сроков ее проведения, и налицо внушительная пятая колонна сторонников России. Явных, брызжущих слюной на тему славянского единства и возрождения Союза, латентных, готовых использовать Путина в качестве «меньшего зла», прагматичных, считающих деньги и не желающих втягиваться в противостояние с могущественным соседом. Пожалуй, еще никогда в нашей новейшей истории не было столько желающих с хлебом-солью встречать «русский марш» на улицах Киева.
Совсем не случайно в украинском политикуме ходит фраза о том, что Владимир Путин отвел на устранение Виктора Януковича полгода. Странным образом этот срок совпадает с периодом завершения парламентской гонки и подведения итогов волеизъявления. Не приходится сомневаться, что ближайшие полгода будут одними из самых грязных в новейшей политической истории Украины, поскольку на кону стоит большая ставка. Виктор Янукович в случае получения лояльного состава Верховной Рады может начать подготовку к президентской гонке, представители оппозиции рассчитывают превратить парламентскую трибуну в рупор борьбы с главой государства. И цель в данном случае все чаще начинает оправдывать средства для большинства участников политического процесса.
Парламентские выборы в этом году будут напоминать заразную болезнь наподобие кори, которой лучше переболеть в юном возрасте, поскольку в зрелые годы она переносится намного тяжелее. По большому счету, для украинской власти сегодня куда важнее не выиграть парламентские выборы, а не допустить делегитимизации власти в стране, на которую будут делать ставку не только некоторые представители оппозиции, но и бывшие ситуативные союзники Виктора Януковича.
Очевидно, что фактор Тимошенко в будущем наступлении на Украину будет использован по полной программе. Юлия Владимировна и Владимир Владимирович в бытность премьерами мило общались, договорились об условиях поставок газа и вообще легко находили общий язык. Сегодня Путин умело солидаризуется (когда ему выгодно) с Европейским Союзом в вопросах защиты украинского экс-премьера, демонстрируя, что никто не забыт и ничто не забыто. Лидер «Батькивщины», возможно – против собственной воли, становится инструментом дестабилизации ситуации в Украине благодаря ее харизме и воле к власти. К тому же обстоятельства не позволяют ей в политическом смысле перебирать харчами.
К сожалению, информационное пространство Украины напоминает проходной двор, а состояние экономики страны не позволяет предположить, что наша страна выдержит затяжную торговую войну по базовым экспортным позициям (Россия подобные фокусы отточила практически до автоматизма). Нашей стране нужна максимальная консолидация элиты в ситуации, когда условия для нее чрезвычайно неблагоприятные.
Предчувствие российского блицкрига заставляет поставить ряд вопросов представителям украинского истеблишмента, претендующим на право формировать государственный курс Украины. Готовы ли они сформировать национальные интересы на основе перспектив развития страны, а не логики избирательной кампании? Способны ли Партия регионов избавиться от одиозных политиков, «радующих» пророссийскими заявлениями, делающими честь скорее членам «Единой России», чем представителям украинской политической силы? Способна ли власть остановить фискальное наступление на малый и средний бизнес, который рассматривается как источник финансирования деятельности оппозиционных партий? Без ответов на эти вопросы рассчитывать сдержать «блицкриг Путина», мягко говоря, наивно.