Сразу нужно оговорить, чтобы постараться к этому никогда не возвращаться. Фильмы, фигурирующие в качестве “номинантов” на “Оскар” до официального объявления шорт-листов (10 января в нашем случае) по факту номинантами не являются. Каждая страна старается выдвинуть своего кандидата на премию, таким образом формируется лонг-лист претендентов, из которых потом отбираются 5 окончательных номинантов на “Оскар”. Они-то и будут объявлены 10 января.
Войдет ли “ТойХтоПройшовКрізьВогонь” Михаила Ильенко в этот список? Посмотрим, с кем ему предстоит конкурировать. В общей сложности в лонг-лист вошел 71 фильм.
Афганистан. “Камень терпения” (реж. Атик Рахими) - экранизация романа, обладателя Гонкуровской премии, о мусульманской жене, общающейся с мужем в коме. Возможно, режиссер попытается повторить успех прошлогоднего “Развода” иранского режиссера Асхара Фархади, но вряд ли ему это удастся.
Албания. “Фармакон” (Йони Шанай) - это история о 25-летнем фармацевте, задавленном авторитетом своего отца-онколога. Парень мечтает изобрести пилюлю, которая приносила бы людям счастье. В прошлом году албанский фильм дисквалифицировали из “оскаровской” гонки, но в этом году, к частью для албанцев, все обходится.
Алжир. “Забана!” (Салид Оулд Хелифа) - биография алжирского борца за свободу Ахмеда Забаны, чья казнь в 1956 стала поводом для усиления революционных настроений в Алжире и более активной борьбы за независимость.
Аргентина. “Подпольное детство” (Бенджамин Авила) - основанная на мемуарах история о пятикласснике, вынужденном проводить свое детство в подполье, чтобы не выдать родителей-диссидентов. Участник “Двухнедельника режиссеров” на Каннском кинофестивале в этом году.
Армения. “Если все” (Наталия Беляускене) - история о молодой девушке, которая едет в Армению, чтобы посадить дерево на могиле отца, погибшего в войне в Нагорном Карабахе. Победитель национального конкурса кинофестиваля “Золотой абрикос” в Ереване.
Австралия. “Лоур” (Кэйт Шортланд) - фильм о послевоенной Германии считают “темной лошадкой” номинации. Критики отмечают, что несмотря на тему - 14-летняя девочка учится налаживать социальные связи с теми, кого ее отец, офицер СС, учил ненавидеть - в картине нет спекуляций на чувстве вины, а наоборот, осуществляется анализ ситуации, в которую попал ребенок, впитавший чудовищные идеи от своих родителей.
Австрия. “Любовь” (Михаэль Ханеке) - фильм, который обязательно попадет в шорт-лист категории “Лучший фильм на иностранном языке”. Лауреат “Золотой пальмовой ветви” Каннского кинофестиваля и фаворит на предстоящей церемонии награждения Европейской киноакадемии, трогательная и вместе с этим тяжелая история любви и умирания.
Азербайджан. “Бута” (Илгар Найяф) - своего рода притче о маленьком мальчике и старом мельнике, который помогает ему во всех начинаниях. Мечта главного героя - выложить на горе большой узор из камней, который бы видели люди с высоты птичьего полета.
Бангладеш. “Ghetuptra Kamola” (Хумейн Ахмед) - история о мальчике, работающем в практически вымершем виде искусства - гету гаан. Во время “представления” молодые парни переодеваются в женские одежды с тем, чтобы удовлетворить представителей более богатого сословия.
Бельгия. “Наши дети” (Йоахим Лафоссе). Актриса Эмили Декьенн, сыгравшая в этом фильме главную роль, получила награду программы “Особый взгляд” Каннского кинофестиваля в этом году. История о влюбленной парочке, которая впрочем, оказывается сильно зависимой от доктора, с которым живет парень (его играет Тахар Рахим, звезда фильма “Пророк”). Доктор когда-то приютил главного героя и вырастил его как сына, но со временем его альтруизм становится помехой для семейного счастья молодых людей.
Босния и Герцеговина. “Дети Сараево” (Айда Бегич) - фильм-участник “Особого взгляда” в Каннах-2012, об отношениях между братом и сестрой, оставшихся сиротами после войны 1990-х годов.
Бразилия. “Клоун” (Селтон Мелло) - хит у себя на родине, фильм о мальчике-клоуне, путешествующем в передвижном цирке со своим отцом. В один прекрасный день мальчик начнет сомневаться в своем клоунском таланте и в том, действительно ли ему стоит связывать свое будущее с этой работой.
Болгария. “Кеды” (Иван Владимиров, Валери Йорданов) - картина, отмеченная специальным упоминанием жюри на Московском международном кинофестивале в прошлом году. Молодежный приключенческий фильм о шести друзьях, едущих в путешествие.
Камбоджа. “Потерянные любови” (Кхай Бора) - первое появление Камбоджи в Оскаровских списках за последние 18 лет и первый фильм о периоде правления Красных Кхмеров.
Канада. “Ведьма войны” (Ким Нгуйен) - нашумевший участник Берлинского кинофестиваля о жизни повстанцев в Конго, получивший “Серебряного медведя” за лучшую женскую роль и приз экуменического жюри. Главной героине - 13 лет, и она уже год как держит в руках оружие и принимает участие в боевых действиях. Ко всему прочему, местные мальчишки-повстанцы решили, что она - “ведьма войны” и особый род отношений с ней принесет им удачу в бою. Ей приходится сопротивляться и бунт для нее превращается из восстания глобального в личное.
Чили. “Нет” (Пабло Ларрейн) - фильм о том, как герой Гаэля Гарсии Берналя, рекламщик, помог отстранить Аугусто Пиночета от власти. Получил приз в Каннской программе “Двухнедельник режиссеров”.
Китай. “Пойманные в сеть” (Чэнь Кайгэ) - триллер о пяти женщинах, каждая из которых пытается использовать другую в своих корыстных целях. Режиссер раньше снимал эпические исторические картины, а теперь взялся за более современные истории.
Колумбия. “Картель жаб” (Карлос Морено) - энергичный фильм о войнах между наркокартелями, в котором, впрочем, как отмечают критики, ничего, кроме энергичности, и нет. Киноадаптация длинного телесериала о 15-летней жизни участников наркокартеля.
Хорватия. “Вегетарианец-каннибал” (Бранко Шмидт) - любопытный фигурант лонг-листа с, пожалуй, наименьшим шансом продвинуться дальше. Главный герой принимает вызов не есть мясо животных, но вскоре выясняется, что он по-своему понимает слово “ветегарианство”.
Чехия. “В тени лошади” (Давид Ондржичек) - детективный триллер в стиле нуар, действие которого происходит в Праге 50-х годов - полицейский проводит расследование о похищении бриллиантов, и с каждым днем подбирается все ближе к тайнам коммунистической верхушки страны.
Дания. “Королевский роман” (Николай Арсел) - обладатель “Серебряного медведя” за лучший сценарий. Костюмированная драма о жизни датского двора 18-го века. Можно подумать, что ничего интересного, но режиссер фильма написал сценарий к "Девушке с татуировкой дракона", а в главной роли в фильме - Мадс Миккельсен.
Доминиканская республика. “Шах и мат” (Хосе Мария Кабраль) - еще одна история, адаптированная с телевидения. Ведущий популярной программы получает звонок от неизвестного, похитившего его жену и сына. Он вынужден вести прямой эфир в беседе с похитителем фактически на глазах у всей страны.
Эстония. “За грибами” (Тоомас Хуссар) - политическая сатира о том, как известный политик пытается выжить в условиях новых медиа: отправляясь в лес за грибами он ощущает неотступное внимание репортеров.
Финляндия. “Очищение” (Антти Йокинен) - экранизация скандинавского бестселлера о двух женщинах, каждая из которых тяготится своим ужасным прошлым: одна прошла ужасы Сталинских лагерей, другую содержали в качестве секс-рабыни у русской мафии.
Франция. “Неприкасаемые” (Эрик Толедано и Оливье Накаш) - хит французского, да и мирового проката, который имеет все шансы на попадание в “оскаровский” шорт-лист. История о человеке, проводящем всю свою жизнь в инвалидном кресле, и нанятом им на работу бывшем изгое общества, выходит за рамки принятой в западном мире системы политкорректности, чем и очаровывает всех зрителей.
Грузия. “Улыбайся” (Русудан Чкония) - еще одна история о женщинах, объединенных похожей судьбой: шесть женщин борются в конкурсе красоты для матерей, у которых больше трех детей.
Германия. “Барбара” (Кристиан Петцольд) - тоже один из наиболее вероятных претендентов на попадание в шорт-лист. Драма об отчаянной попытке выбраться из Восточной Германии и перебраться в Западную в 80-х годах прошлого века.
Греция. “Несправедливый мир” (Филлипос Цитос) - черная комедия в стиле Аки Каурисмяки, получившая два приза на фестивале в Сан-Себастьяне. Сюжет закручивается вокруг двух мужчин, замысливших преступление, но обнаруживших, что преступного таланта ни у кого из них нет.
Гренландия. “Инук” (Майк Маджидсон) - роуд-муви о подростке, отправляющемся на север Гренландии в поисках “лучшей жизни”. Собрал около 20 наград на маленьких кинофестивалях, является своеобразной местной гордостью. Скоро будет выпущен в прокат в Штатах и нескольких европейских странах.
Гонконг. “Беспринципная жизнь” (Джонни То) - работа известного режиссера, датированная 2011-м годом (с тех пор он снял еще два фильма), на довольно популярную в этом регионе тему. Отношение людей к деньгам на фоне кризиса капитализма, а также отношение людей к другим людям - хорошая тема, чтобы снять не один десяток фильмов. В Китае и Гонконге этим и занимаются. Участник Венецианского кинофестиваля.
Венгрия. “Просто ветер” (Бенедек Флигауф) - драма о жестоком истреблении членов сообщества ромов в Венгрии в 2008 году. Действие фильма происходит на протяжении одного дня, когда семья Мари ждет своей печальной участи - в округе уже убили всех соседей, их дом остался последним. Три приза Берлинского кинофестиваля: Гран-при жюри, Приз Peace Film Award и Приз международного комитета по амнистиям.
Исландия. “Глубина” (Бальтазар Кормакур) - морская драма от режиссера знаменитого “101 Рейкьявик” - о моряке с рыбоволецкого судна, пытающемся выжить в ледяных водах океана. Премьера фильма состоялась на кинофестивале в Торонто.
Индия. “Барфи!” (Анураг Басу) - индийский блокбастер, снятый представительством компании Дисней в Индии. Романтическая мелодрама о любви двух молодых людей, полная оммажей Бастеру Китону и Чарли Чаплину. Фильм был настолько успешным у себя на родине, что режиссер собирается заняться авторимейком - и снять англоязычную версию своего же фильма.
Индонезия. “Маленькая танцовщица” (Ифа Исфансия) - еще одна лав-стори, в которой главный герой - военный офицер - пытается найти любовь своей молодости, танцовщицу Шринтил.
Израиль. “Заполнить пустоту” (Рама Бурштейн) - призер Венецианского кинофестиваля в 2012 году (женский Кубок Вольпи исполнительнице главной роли и особое упоминание при вручении Приза всемирной католической ассоциации по коммуникациям). Семейная драма, разыгрывающаяся на фоне нежелательной свадьбы.
Италия. “Цезарь должен умереть” (Паоло и Витторио Тавиани) - победитель кинофестиваля в Берлине, фильм о том, как в одной из итальянских тюрем поставили “Юлия Цезаря” по пьесе Уильяма Шекспира.
Продолжение следует.