Спецтема
Фестивальные дневники

Борис Нелепо и украинское кино

Седьмой день ОМКФ прошел под знаком украинского кино: чудом успела на последний показ конкурсных короткометражек и попала на финальный фильм серии национальных гала-премьер «Ломбард».

А начался этот день с одной из самых интересных лекций в рамках фестивальной образовательной программы Школа кинокритиков — встречи с российским кинокритиком, автором авторитетных изданий «Сеанс», Hollywood Reporter, Colta Борисом Нелепо.

«Вас в этой аудитории больше, чем хороших кинокритиков во всем мире» — так начал свою лекцию Нелепо и предупредил, что попытается отговорить студентов вставать на этот нелегкий и малооплачиваемый путь. Для пущего убеждения он рассказал истории кинокритиков из разных стран мира, которые пишут в крупнейшие специализированные издания и считаются специалистами в своей области, но зарабатывать на жизнь работая в очень далеких от кино сферах. Для нас, в Украине, как и в России, это не новость и не открытие, но удивительно было услышать, что в Испании, Англии и даже Франции существует подобная практика.

Эта информация скорее приободрила, чем разочаровала: если ситуация везде одинаково плачевна, значит отчаиваться не стоит. Однако заинтересовала лекция БН вовсе не повествованием о горькой судьбинушке заморских коллег, а цельным и увлекательным рассказом об истории арт-критики, ее истоках и современном состоянии, а также попыткой дать ответ на вопрос: «Что есть кино?» и «Что есть кинокритика?». Нелепоо щедро сыпал названиями фильмов, именами режиссеров, критиков и их цитатами — только и оставалось, что успевать записывать. Историю и теорию лектор разбавил двумя короткометражными фильмами - «Империя» тайского режиссера, призера Каннского кинофестиваля Апитчатпона Вирасетакуна и последним видео французского кинематографиста Криса Маркера «Кинотеатр».

В блоке конкурсных украинских короткометражек показали четыре фильма: «Объятия» (реж. Ф. Сотниченко), «Металлолом» (реж. Д. Глухенький), «Уроки украинского» (реж. Р. Батицкий) и «Нимфо» (реж. Олег Борщевский). Документальный фильм «Металоллом» из государственного альманаха «Поза Євро» показывает отрывок из жизни алкоголика и философа из Ирпеня по имени Феник, который живет на подаяния родственников и деньги от сдачи металлолома. При этом искренне считает себя счастливым и считает, что у него есть все. По залу время от времени прокатывался дружный заливистый смех. Фильм цепляет правдивостью, но не шокирует излишне натуралистичными сценами жизни маргиналов.

Еще один любопытный украинский короткий метр на этот раз художественный — «Уроки украинского». Эта пессимистичная, не оставляющая надежды на лучшее картина воспринимается двояко. С одной стороны, хочется завопить на весь зал: ну сколько, сколько можно снимать такие удручающие, депрессивные вещи о жизни в нашей стране!? С другой — невозможно не признать, пусть еще не до конца обтесанный талант режиссера Руслана Батицкого. Остается надеяться, что в будущем Руслан направит свой взор в более жизнеутверждающее русло.

Остальные два фильма национального конкурса короткого метра произвели впечатление неудачного жанрового кино. Неуверенная попытки создать криминальную драму в «Объятиях» и отличная идея, испорченная скучными и нелепыми эротическими сценами, в «Нимфо» откровенно разочаровали.

Поддержала эту надежду и гала-премьера полнометражного фильма «Ломбард» Любомира Левицкого, которая состоялась позже тем же вечером. Проект фильма я видела еще в прошлом году в секции Work-in-Progress на ОМКФ, и тогда он на меня произвел не самое лучшее впечатление. Амбиции сделать украинского Гая Ричи казались слишком неоправданными. Посмотрев уже готовый фильм, была приятно удивлена тем, что Левицкому удалось создать отечественную версию «Большого куша». И пусть местами «Ломбард» уж слишком прямо отсылает к британским криминальным комедиям, а то и вовсе откровенно калькирует их, но украинская копия получилась достойной оригинала.

Валерия Шевченко,

Школа кинокритиков ОМКФ

Школа Кинокритиков Школа Кинокритиков , Дневник Одесского кинофестиваля от Школы Кинокритиков
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram