Первый самостоятельный англоязычный проект украинско-российского продюсера Александра Роднянского заставил вспомнить о некогда перспективном постановщике и сценаристе Билли Боб Торнтоне, больше известном зрителям как плохой Санта из одноименного фильма.
Наоми когда-то бросила Джима Колдвелла ради англичанина Кингсли Бедфорда, разрушив привычный уклад своей большой семьи. Прошло двадцать лет и однажды Джиму по телефону сообщают, что ненавистная ему бывшая жена скончалась в Англии, а через несколько дней в Алабаме состоится ее похорон. Это невеселое событие должно стать местом встречи двух раньше не встречавшихся семей умершей женщины. Действие происходит в 1969 году на фоне вьетнамского конфликта и антивоенных демонстраций.
На примере одной семьи режиссер показывает три поколения американцев, каждое из которых прошло испытание войной. Суровый и нелюдимый старик Джим – ветеран Первой мировой, его сыновья прошли горнило Второй мировой, а призывного возраста внук – потенциальный участник войны во Вьетнаме. Прилетевшие британцы также несут в себе эхо войны. Но если Кингсли геройствовал на полях Первой мировой, то его сын всю Вторую мировую провел в унизительном плену у японцев (тут невольно вспоминается классическая книга Пьера Буля «Мост через реку Квай»). В фильме представлен полый спектр бывших солдат. Впрочем, судя по фильму, бывших солдат не существует, каждый из них до сих пор переживает войну внутри себя.
Другой важнейший аспект картины – внутрисемейные отношения. Большая и не очень дружная семья Колдвеллов долгие годы не способна распутать огромный клубок недомолвок, обид, нереализованных возможностей и страшных воспоминаний. Вводя в их мир троицу Бедфордов, режиссер использует прием, которым когда-то воспользовался Пазолини в «Теореме». Но если пазолиниевский Визитер разрушает микромир, вытаскивая наружу пороки и скрытые влечения его обитателей, то трио англичан поневоле помогают обуздать демонов, поселившихся в когда-то хорошей и крепкой семье.
Умный сценарий Торнтона и Тома Эпперсона разыгрывают актеры трех поколений, среди которых особенно выделяются Джон Херт, Роберт Дювалл и Билли Боб Торнтон. Картина балансирует на тонкой границе между драмой и комедией, а в диалогах достаточно уместной иронии и здорового скепсиса. Режиссер не пытается заниматься морализаторством, заканчивая ленту открытым финалом, из которого следует только то, что каждый имеет право на собственные ошибки.
Тарас Сасс,
Школа кинокритиков