Правило Ханеке: Любовь = Забота
В пустой коридор квартиры Жоржа и Анны залетает голубь. Глупая птица медленно расхаживает по полу. Жорж замечает неожиданного гостя. На негнущихся ногах пытается догнать птицу, осторожно закрывает двери в спальню и кабинет, чтоб не спугнуть голубя. Понимая, что у него не выйдет, пытается накрыть его пледом. С третей попытки Жоржу удается поймать птицу. Прижимая к груди сверток, Жорж неподвижно сидит в пустой квартире. Голубь – символ любви и смерти.
Удивительно, но Михаэль Ханеке, скорее, экспериментирует со своим зрителем. Фильм начинается с фактического отражения зрительского зала, в этом отражении можно рефлексивно пытаться найти себя, через минуту играет музыка Шуберта, люди в зале аплодируют и погружаются в темноту. В этот момент фильм становится настоящим, приём с «зеркалом» срабатывает, ты перестаешь думать о себе и следующие два часа твоей жизни протекает по правилам Ханеке. И этот опыт бесценен. Воспринимать спокойно эту картину можно только в одном случае, если не любил никого никогда. Черствые сердцем оставляют показательное волнение на потом.
Новый фильм Михаэля Ханеке про чувство, которое, кажется, давно забыли. Дело не в том, что забыли, а в том, что опошлили до невозможности. «Любовь» – фильм не про симпатичную пару стариков, это жесткое кино, правдивое и местами страшное, о жизни, какая она есть. И природа этого чувства поистине велика и требовательна. Она требует мужества не сломаться, когда смотришь в любимые глаза умирающего человека, мужество - чтобы уважать и другого и себя в такой ситуации. О такой любви не говорят, такой, когда сидишь вместе на фортепианном концерте и слушаешь музыку Шуберта - уже счастье. О той любви, когда вынужден до боли мучить любимого человека, запихивая ложку овсянки в рот и - потерпеть неудачу. Ударить по лицу за отказ сделать глоток воды. Чувство, доведенное до максимума и, в тоже время, безумно простое, но взаправдашнее равенство: любовь = забота = уважение.
Заблуждение полагать, что любовь – чувство хрупкое и нежное. Ханеке считает, любовь – прочная. Не проявить слабости и уважать выбор любимого человека. Адекватно воспринимать настоящий момент. При этом любить и оставаться верным, проявить нечеловеческие усилия, чтоб не расплакаться, когда тот, кого любишь, медленно превращается в живой труп.
В фильме нет ни одного пошлого замечания о любви и жизни, все в глазах умирающей Анны, в глазах её мужа.
«Любовь», как и прежние фильмы Ханеке, – жесткая фиксация жизни, пространства и того, что происходит внутри человека. Это не попытка добиться эмпатии к героям, это движение дальше, решение задач жизни.
Фильм показывает, что любовь таки прочная.
Валентин Мохнатый,
Школа кинокритиков
«Голливудский мусор»: Фильм не о том, что Голливуд – это мусор, а о том, что он делает с людьми
16 июля в рамках третьего Одесского международного кинофестиваля состоялась пресс-конференция творческой группы фильма-участника конкурсной программы «Голливудский мусор» (США/2012). На ней присутствовали продюсер фильма Владимир Алейников, режиссер Фил Волькен, продюсер Алина Шрайбман и актер Майкл Мэдсон.
«Голливудский мусор» – малобюджетная дебютная работа молодого режиссера Фила Волькена, которая рассказывает о двух друзьях мусорщиках, работающих в Беверли Хиллз. Они постоянно находят в мусоре знаменитостей что-то интересное и однажды обнаруживают «Оскар».
По словам режиссера Фила Волькена: «Фильм не о том, что Голливуд – это мусор, а о том, что он делает с людьми. Тысячи человек, приезжают туда с мечтой стать знаменитыми, но жизнь ломает их и выбрасывает, отсюда и название – «Голливудский мусор».
Основное внимание на пресс-конференции было приковано к известному киноактеру Майклу Мэдсону («Бешеные псы», «Город грехов», «Убить Билла»), который сыграл в фильме небольшую, но колоритную роль-камео. Журналисты интересовались смог бы он выбросить или потерять свой «Оскар», если бы тот у него был, а также чем он и его супруга занимались в Одессе с момента приезда на открытие фестиваля.
Майкл рассказал, что у него шесть сыновей и потому «Оскар» потерял бы скорее всего не он, а они поломали бы его и выбросили куда-то в кусты. По той же причине – шесть парней в доме – он в Одессе много отдыхал, спал и просто гулял по улицам вместе с супругой.
На вопрос журналистов, почему Мэдсон решил сняться в фильме никому не известного режиссера тот, ответил: «У меня очень мало комедий, меня постоянно просят сыграть гангстеров с пистолетом и зажженной сигаретой. А ведь это всегда приятно побыть немного смешным». После чего Мэдсон по-отечески потрепал за плечо режиссера Фила Волькена и добавил смеясь: «К тому же этот парень гений!».
Как выяснилось на пресс-конференции, если этот парень и не гений то, точно имеет хорошую наследственность, ведь его отец, а по совместительству и продюсер картины Владимир Алейников, известный режиссер, автор фильмов «Приключения Петрова и Васечкина», «Биндюжник и король», «Улыбка Бога или чисто одесская история».
«Я очень люблю Одессу и хотя я родился в Санкт-Петербурге, считаю себя немного одесситом, потому что именно тут я сделал свои лучшие работы. И сейчас я счастлив и горд, что мой сын Филипп представляет свой первый фильм на Одесском международном кинофестивале. Думаю, что это замечательный старт», – завершил пресс-конференцию продюсер картины «Голливудский мусор», Владимир Алейников.
Ольга Сидорушкина,
Школа кинокритиков