Спецтема
Фестивальные дневники

ОМКФ, день второй: Гринуэй - рок-звезда!

Андрей Плахов о кинокритике, Питер Гринуэй о смерти кино, Мерфи о том, насколько он скучен, Джеральдин Чаплин о Куркове и Даниил Козловский почти ни о чем.

Фото: Саша Харченко

Второй день кинофестиваля для многих журналистов ОМКФ начался с пресс-показа картины «Сломленные» (Руфус Норрис, Великобритания, 2012). Все, кто после просмотра вышел из зала, в один голос хвалили картину и, в тоже время, немного всхлипывали. В «Сломленных» – фильме о девочке-подростке и ее проблемах, конечно, есть над чем посмеяться, но все же это далеко не комедия. Кроме талантливых детей, в малобюджетной картине сыграли знаменитые актеры – Тим Рот и Киллиан Мерфи (о котором будет чуть попозже).

Участникам же Школы кинокритиков, а также Летней киношколы и Профессиональной мастерской повезло попасть на лекцию главы жюри ОМКФ 2012, легендарному кинокритику, пожизненному почетному президенту Международной федерации кинопрессы FIPRESSI, Андрею Плахову. Знаменитый и всемирно уважаемый киновед рассказал о том, как пришел в профессию будучи математиком, о своих первых встречах с режиссерами (надо же, когда-то можно было просто так поехать на дачу к Кончаловскому!). Сложилось впечатление, что автор множества книг и критических статей, больше любит размышлять о кино, чем рассказывать о нем и уж тем более, давать советы о том, как писать. А возможно, за более чем 30-летний стаж в профессии, все рекомендации для него стали само собой разумеющимися (за время лекции он несколько раз употребил оборот: «Ну вы понимаете, о чем я говорю…»). И, тем не менее, Андрей Плахов вдохновил студентов и немного подготовил к встрече с Питером Гринуэем: «Питер Гринуэй приходит в любую компанию и говорит: «Кино умерло! Вы что так не считаете? Да, вы просто дурак!». Элегантно, конечно, говорит, но смысл тот же. Хотя у него это во многом слоганы».

Питер Гринуэй
Фото: Саша Харченко
Питер Гринуэй

У всех, кто попал на пресс-конференцию Гринуэя, была роскошная возможность убедиться в правдивости слов Андрея Плахова и получить колоссальное удовольствие от элегантных провокаций и великолепного языка Питера Гринуэя. Сидя в первом ряду, я почувствовала себя на рок-концерте, и что Гринуэй приехал в Одессу не с лекциями, а со своим последним альбомом: «Кино умерло!». С этим «репертуаром» он уже успешно выступил на Московском международном кинофестивале и, наверняка, на многих других (Гринуэй приезжал с лекцией на первый КМКФ, который тогда еще проходил в театре имени Франко - прим. LB.ua). Его голос, мимика, блеск в глазах и живость ума, приворожили журналистов, как удав кроликов до такой степени, что на заявление: «Журналисты для меня низшая форма жизни», аудитория разразилась бурными аплодисментами. (Надо было видеть, что в этот момент Гринуэй сделал злое лицо, но уголки его губ явно рвались растянуться в улыбку). О том, что скончалось кино, что документалистика – ложь, что любой может делать фильмы, и как мы все визуально неграмотны, я обязательно расскажу в отдельном материале о пресс-конференции великого режиссера.

Следующей встречей второго дня ОМКФ стала конференция ирландского актера Киллиана Мерфи, который приехал на ОМКФ представлять фильмы «Сломленные» и «Красные огни». Мерфи рассказал, что его родители были преподавателями в школе, дедушка директором, а сам он – плохим учеником. Поэтому сыграть преподавателя в «Сломленных» ему было важно и что он ждет, когда его родители увидят картину. Кроме того, Мерфи несколько раз назвал себя скучным парнем, парнем который не составляет списков и парнем, который не рассказывает анекдотов. Что ж поделать, зато он парень, который хорошо играет в кино и отлично получается на фото!

Киллиан Мерфи
Фото: Саша Харченко
Киллиан Мерфи

После Мерфи журналистов снова ожидал эмоциональный всплеск – Джеральдин Чаплин и Чарли Систоварис –дочь и внук Чарли Чаплина. Они приехали на ОМКФ, чтобы открыть показ «Огней большого города» на Потемкинской лестнице, а Джеральдин провела для студентов Летней киношколы мастер-класс. Жизнерадостная актриса рассказала об отце, о том, как смотрела его фильмы, а еще заявила, что любит украинского писателя Андрея Куркова. Не обошлось и без героя дня Питера Гринуэя: Джеральдин высказала мнение о том, что традиционный кинематограф умирает, как в свое время опера и что приходят новые технологии. И когда узнала, что о том, же самом несколько часов назад рассказывал Гринуэй, была в восторге: «Надо же! А я считала, что сама это придумала! Гринуэй – я его просто обожаю!».

Джеральдин Чаплин
Фото: Саша Харченко
Джеральдин Чаплин

Таким был второй день кинофестиваля. После Чаплиных, я собиралась попасть на восхваленных «Сломленных», но случилось интервью для «Афиши Одессы» с российским актером Даниилом Козловским, который представлял на ОМКФ фильм «Духless». Увы, до выхода в номера в печать я не могу публиковать материал, но зато могу сказать, что актер выносил журналистам в коридор воду, много улыбался, был мил, обходителен, но не знал кто такой Бэнкси.

Цитаты 2-го дня ОМКФ:

«Все стало очень доступно, в том числе и кино. Это конечно, приятно, но такая доступность пугает…» Андрей Плахов.

«У меня такая работа прийти и прочитать строчки. Вот и все. Извините, скучный ответ получился», – Киллиан Мерфи на вопрос о своей работе и том, как он реагирует нато, что его считают секс-символом.

«Люди говорят: я не могу танцевать, петь, рисовать. Это полная ерунда каждый умеет танцевать, петь и рисовать! Вас никто не просит делать это на Олимпийском уровне!», – Питер Гринуэй о том, что каждый может снимать кино.

Ольга Сидорушкина

Школа Кинокритиков Школа Кинокритиков , Дневник Одесского кинофестиваля от Школы Кинокритиков
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram