С одной стороны, Украина попыталась «показать характер» неуступчивым кредиторам, дескать, мы же предупреждали о сложной ситуации, просили по-хорошему пойти на реструктуризацию и списание части долга – вы не согласились. Теперь получайте узаконенную возможность технического дефолта. Хотя таковым его все-таки не назвали.
Вместе с тем к неуступчивости кредиторов подталкивает само правительство, восторженно отчитываясь на каждом шагу о проведенных реформах и рисуя яркие планы на будущее. Ведь при умелом реформировании экономики, реструктуризация не нужна - страна теоретически может рассчитаться с долгами.
Но это лишь видимая картинка. По сути, у нас другого выхода не было – мораторий на выплату внешних долгов обусловлен безысходностью в экономике, которая уже длительное время находиться в преддефолтном состоянии. Это понятно и украинцам на местах, а уж тем более – правительству. И 15,3 млрд. дол. США долга, которые планируется реструктуризировать, но никак не удаётся, может иметь очень существенное влияние на долговую и бюджетную политику. При этом власть попыталась и рыбку съесть, и ноги не замочить: вовремя заплатить по долгам, не пожертвовав текущими обязательствами, прежде всего, в социальной сфере.
В этом смысле достаточно показательной выглядит реакция кредиторов. Россия активно выражает своё недовольство, что вполне предсказуемо. Судя же по заявлениям западных кредиторов, в лучшем случае они слегка пересмотрят свои неуступчивые позиции. Но как-то надеяться на получение согласия на выполнение ими предложений правительства именно по поводу списания части суверенного долга не приходится. В худшем – государство ухудшит имидж заемщика, субъекты хозяйствования надолго потеряют возможности заимствований на внешних рынках и рассчитывать на существенный приток инвестиций в ближайшее время не придётся.
Гораздо интереснее, что скажет МВФ, который определил реструктуризацию долгов одним из условий получения очередного транша. Его реакция даст понимание, получим ли мы следующий транш в текущем году.
Да и президент ещё соответствующий Закон не подписал.