Ранее на пляж возле водохранилища, которое находится неподалеку живописного лесного массива, приходили отдохнуть не только местные жители, но и приезжали харьковчане с других районов города. И буквально за несколько лет место постоянного досуга харьковчан превратили в свалку: сотни поваленных деревьев, тонны строительного мусора, в некоторых местах свалены опасные отходы – содержащий асбест шифер и стекловата.
Увиденное вызвало во мне сильную волну негодования. Основянский карьер находится всего лишь в десятках метров от берега водохранилища: там играют дети, местные жители выгуливают собак. Но вокруг песчаных карьеров нет никаких предупреждающих знаков, а ведь стенки карьеров в любой момент могут обрушиться. А если кого-то засыплет песком? Я не пойму, как можно так безответственно относиться к вопросу безопасности жизни людей.
К тому же, разработка этих карьеров наносит колоссальный урон природе. По оценкам экологов, жихаревские карьеры уже уничтожили около 12 га леса. А если учесть их глубину, то в ближайшее время нужно ждать и нарушения водного баланса на данной территории. По мнению специалистов, с которыми мне довелось общаться, как только карьеры затронут водоносный горизонт, они начнут собирать воду, которая пойдет в них из ближайших водоемов и колодцев местных жителей.
Местные жители и так жаловались мне, что их огороды страдают от постоянного недостатка влаги, а соответственно это влияет на качество и количество получаемого урожая. Для местных жителей свой огород позволяет сэкономить значительную часть и так небольшого бюджета семьи, но, чиновникам, похоже, наплевать на благосостояние местных жителей.
Почему власть никак не борется с незаконной добычей песка? Могу предположить, что песочный бизнес приносит немалые деньги добытчикам песка, тем более, если добыча песка происходит незаконно, без разрешительных документов. Вместо налогов горе-добытчики, судя по всему, платят в личную казну «нужным» людям, поэтому ни местная власть, ни экологическая инспекция, ни органы прокуратуры не ведут никакой борьбы против этих лиц.
Жители Жихаря, по их словам, неоднократно обращались к официальным органам с просьбой прояснить ситуацию с добычей песка вокруг их поселка. Вроде бы эти участки проверяла милиция, но эти проверки на деле ставали обычной формальностью, «филькиной грамотой». Иначе как объяснить тот факт, что добытчики песка возобновляли свою незаконную деятельность, по словам жихаревцев, уже на следующий день после проверок.
Как мне удалось выяснить, добыча песка на данной территории продолжается уже не один год, и объемы этой добычи постоянно растут. Прокуратура по этим материалам возбудила уголовное дело — на неустановленных лиц. Уже несколько лет добытчики песка остаются под маской «инкогнито». А если никто не виноват, то и наказывать некого.
Зато подсчитать прибыль, которую приносит незаконная добыча песка в Жихаре, может любой харьковчанин. По словам экологов, водители за загруженную машину получают по 20 гривен за кубометр. Следовательно - около 120 гривен за машину. В Харькове кузов песка стоит около 700 гривен. На каждый карьер ежедневно заезжает около 300 автомашин за песком. И это еще по самым скромным подсчетам.
Но меня больше волнуют не суммы, которые получают добытчики песка, а моральный облик чиновников, не пресекающих подобные незаконные действия «неустановленных лиц». Я считаю, что нельзя позволять так уничтожать природу и игнорировать права местных жителей. «Нам здесь жить», - говорил когда-то в своем предвыборном ролике один известный харьковчанам персонаж. Но, похоже, представители местной власти собираются уехать из родного и «горячо любимого» города, иначе как объяснить то, что они уже который год его уничтожают, превращая в пустыню и свалку.
Я не готов, как харьковчанин, мириться с подобным отношением. Я направлю свои обращения по этому вопиющему факту во все возможные природоохранные и контролирующие инстанции, и сделаю все зависящее от меня, чтобы добыча песка вокруг Основянского водохранилища прекратилась, и отдыхающие смогли снова без проблем и угрозы для здоровья посещать этот живописный уголок Харькова.