В самом деле, и спорить с ним не стал. Заработки резко сократились, а потребление или ритейл (розничная торговля) просто в огромном минусе. Народ зажался и чего-то ждет. Смотрит по сторонам… Дошло! И это еще не вечер. Вспомните, нам обещали Глава НБУ и министры финансово-экономического блока и в этом 2016 году минимум двухзначную цифру инфляции. Теперь представьте огромную массу людей, которые проживают чуть выше минимального прожиточного минимума. Они же из бедных пойдут туда, в растущую прослойку нищих. Не позавидуешь в эти дни и нашим предпринимателям. Потребительский спрос обваливается. Еще оставшаяся у предприятий прибыль продолжает быстро таять без каких-либо признаков улучшения состояния дел в экономике Украины, а отсутствие независимого суда, распоясавшееся рейдерство, недействующие законы, грубая сила вместо бизнес-этики – это то, что сегодня формирует у наших бизнесменов готовность в любой момент сорваться и бежать из страны. При этом оплата тарифов естественных монополий идет быстрее финансовых результатов компаний и прочее, прочее. И непонятно, кто сможет остановить такое нездоровое функционирование украинской экономики, у кого компетенции хватит?
Однако в это же время Глава правительства А.Яценюк с завидным упорством не оставляет попыток успокоить население и народных депутатов. Ну, работа такая. В госсекторе, как известно, главное не результат, а главное – процесс. Да, работа Премьер-министром выполнялась, можно активистам «Народного Фронта» поставить «галочку». А каков был результат? Это уже другой вопрос. Хотя, в принципе, за более чем 20 лет современной экономической модели в нашей стране разрушены сотни и сотни промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов. На месте производственных цехов и научных центров поднялись торгово-развлекательные комплексы и вещевые рынки. Уничтожены десятки тысяч высококвалифицированных рабочих мест. И где теперь уволенные уникальные специалисты, например, того же киевского завода «Арсенал» или днепропетровского КБ «Южное»?
А ведь эти предприятия – гордость и слава Украины. И, откровенно говоря, нынешнему составу Кабмина, какие нужны предприятия и специалисты? Понимаю, вопрос риторический, и проблемы у нас уже гораздо сложнее. Мы, эксперты и предприниматели, готовы вносить конструктивные предложения на рассмотрение правительства и Верховной Рады, - но пока, к сожалению, всё это бестолку. По-прежнему КМУ с НБУ продолжают ослаблять гривну, что есть для нашей экономики миной замедленного действия.
Но вот когда предприятия малого и среднего бизнеса начнут массово банкротиться и закрываться, а работники со специалистами будут попадать на улицу и у них не будет другого выхода, кроме как заниматься на «черном» рынке труда чем угодно и чем попало, либо идти на биржу труда и получать там хоть какие-то гроши, вот тогда, думаю, Арсений Петрович с депутатами «Народного Фронта» схаменуться. И эти страхи уже самого ближайшего будущего. Правда, не ясно, насколько власти будут или не будут готовы к такому развитию ситуации?
К сожалению, чем больше власть себя хвалит, тем более очевидным становится тот факт, что населению в 2016 году предстоит еще потуже затягивать пояса. И неизвестно, кому будет больнее – бюджетникам, или тем, кто привык так или иначе пользоваться иностранной валютой? Ведь дальнейшее падение гривны неизбежно приводит работодателей к необходимости стремительно сокращать размеры доплат в инвалюте (в конвертах). Но поскольку бюджетников у нас несоизмеримо больше и реальных угроз от их протестных настроений значительно больше, то гривне, безусловно, придется падать и падать. Соответственно, будет резко обостряться ситуация на украинском рынке труда.
Тем временем украинская экономика обрушивается, процесс продолжается уже два года подряд. При таких антирекордных уровнях падения ВВП, в принципе, уже не нужно больших шоков, чтобы толкнуть макроэкономические показатели еще гораздо ниже. Об этом прекрасно знают и руководство НБУ и Кабинет Министров, но они сами загнали себя в угол. Они всё время выступают с радужными прогнозами, однако, на самом деле всё выходит с точностью до наоборот. Думаю, и это еще не вечер, у нас в 2016 году значительно прибавится уровень бедности.
Ко всему этому, теперь украинские предприятия еще больше будут страдать от отставания технологического, что отразится на качестве нашей обороноспособности и конкурентоспособности на европейских рынках. Ведь девальвация гривны всё больше затрудняет покупку новых технологий и современного оборудования с целью модернизации украинских предприятий. И как следствие – прямые инвестиции уже фактически на нуле, а также быстро сокращаются доходы и зарплаты.
И, конечно, главный вопрос, как А.Яценюк после 16 февраля в условиях острейшего политического кризиса будет решать созданные этим же правительством проблемы? Исходя из его предыдущих действий, может быть только три варианта: 1) увеличить налоги, 2) сократить социальные расходы или 3) еще больше нарастить госдолг. Замкнутый круг. Вот почему нужны структурные реформы, в частности, пенсионная реформа, а бюджет надо перегруппировать и сосредоточить на инвестиционных направлениях с максимальной поддержкой украинского бизнеса. В такие кризисные периоды важно не «закручивать гайки», а давать предпринимателям на всех рынках больше свободы и стимулов. Особенно сейчас, когда в стране уже нет другой созидательной и движущей силы, способной вывести Украину из этого тяжелейшего экономического кризиса.
Поэтому максимум доверия тем, кто занимается бизнесом, кто кует ВВП страны. Предприниматели снова, как в 90-е годы, должны стать сильнее чиновников. И как тогда, взять в свои руки инициативу по проведению структурных реформ. Но прежде чем принимать решения по выводу экономики из этого тяжелейшего кризиса важно разобраться, куда же втянул нас Кабмин А.Яценюка. Итак, на первом этапе, как известно, в Украине начался финансовый кризис, затем второй этап – рецессия.
Помню, как до хрипоты спорили с коллегами, удастся ли Арсению Петровичу обрушить экономику в рецессию? Тогда немало предпринимателей мне говорили, что не будет рецессии, дескать, все ограничится финансовыми потрясениями (пусть даже очень тяжелыми), невозможно так быстро перекинуть кризис на реальный сектор экономики. А Кабмин сумел, причем как-то так быстро перекинул это всё на реальный сектор. И также выяснилось, что за прошедшие два последних года экономики других стран не падали вовсе, пусть было у них замедление темпов роста, но главное – их ВВП не падали до минус 10%, как у нас. Думаю, сейчас важно осознать уже другим людям, почему так произошло и что им нужно делать? Только бы не допустить третьего этапа падения вниз.