ГоловнаБлоги

Общественное мнение в Германии

Несмотря на то, что вся нынешняя заваруха и фактически война с Россией началась с Евромайдана, в самой Европе все не так однозначно, как кажется. Особенно в самой крупной и влиятельной стране ЕС – Германии. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать немецкую прессу, а особенно – комментарии читателей. Часто они еще более бредовые, чем на российских сайтах.

Фото: ibtimes.co.uk

Крым, обещанный мир и фосфорные бомбы

Насторожиться мне пришлось еще несколько месяцев тому назад, до так называемого референдума в Крыму. Мои немецкие знакомые вдруг стали меня убеждать, что Путин легко захватит Крым, и что Украине все-таки придется его отдать: «У вас же, говорили они успокаивающе, – нет достаточного вооружения. – Подумаешь, Крым! К сожалению, Европа помочь вам не может. Вы же не в НАТО, и не в ЕС» Тогда мне это все казалось параноидальным бредом, но после техничного отжатия Крыма стало понятно, что в опасности вся Украина. «Не, ну а к нам Путин не сунется, – убеждали меня немецкие друзья. – У нас же вооружение, и все такое. А так… половину Украины – Россия точно оттяпает! Но нам-то ничего не грозит. А военные беженцы от вас… что ж, мы готовы помочь. Европа большая!»

Дальше – больше. Они стали мне задавать вопросы, правда ли, что у нас в парламенте сплошные фашисты, почему наш премьер-министр «бросает зигу», демонстрируя самую ординарную фотографию Яценюка с поднятой в приветствии рукой. «Это просто ракурс неудачный», – пыталась оправдаться я. «Ракурс – это понятно, – отвечали мне немецкие друзья. – А зигу-то он зачем бросает?»

Именно от своих немецких друзей я узнала про пресловутые фосфорные бомбы. Именно они начали спрашивать меня, после того, как победил Порошенко, «что ваш Президент обещал мир, а теперь продолжает бомбить мирные Донецк и Луганск, которые просто хотят себе больше независимости!» И это мнение не простых таксистов (есть среди моих немецких знакомых и такие), а от журналистов, которые считают, что «надо выслушать и другую сторону». Почему-то у другой стороны чистая риторика Russia Today.

«Лучше бы они за газ заплатили, чем за оружие!»

И, вот я возликовала: Порошенко объявил перемирие, и наконец-то наш большой европейский друг может заткнуться и возрадоваться, сдержанно аплодируя нашей готовности к диалогу. Но не тут-то было! Центральное издание Die Zeit вообще пишет эту новость в ключе «Россия осудила предложение Порошенко сложить оружие: Лавров требует от президента Украины мира и диалога, а не полумер». В самой статье упоминаются два погибших во вторник российских журналиста, как причина обострения русско-украинского конфликта. И ни слова, например, о сбитом сепаратистами самолете.

Но главное беснование начинается в комментариях: «Я бы не доверял Порошенко, - пишут умудренные немецкие комментаторы. – Он очень хитрый. Сейчас восточные украинцы сложат оружие, а западные придут и всех их постреляют»; «В восточной Украине сейчас проходит этническая чистка»; И так тридцать страниц комментариев!

На сайте политического издания Der Spiegel новость подана в нейтральном ключе: просто описаны составляющие перемирия без выводов и эмоций. Но ничего, комментаторы нашлись, как освежить написанное: «Украинский президент продался Америке с потрохами. В Донецком и Луганском регионах американская компания Shell будет добывать сланцевый газ. Одновременно США продает Украине в долг свое вооружение, которым братья-украинцы убивают друг друга». Видимо, комментатора ни разу не смущает, что Shell вообще-то нидерландская компания. «Эта АТО – операция по полной очистке региона от населения. Славянск уже лежит в руинах, все жители убиты. Это все для того, чтобы там было удобнее добывать газ». «Все это придумала Америка, устроив кампанию по дискредитации России. Добьется полной изоляции. А потом будет нам в Европу продавать сжиженный газ!» И так далее – разве что нет изнасилованных местных жительниц солдатами Нацгвардии.

Там же, в Der Spiegel заслуживают внимания и комментарии к новости о взрыве газопровода в Полтаве, где цитируются слова Газпрома о недосмотре Нафтогаза, который вообще не занимался ремонтом трубы. Но немецкие комментаторы знают лучше: «Как вы думаете, кто это сделал? Какие тут могут быть вопросы! Правый сектор еще несколько недель обещал взорвать трубу. И вот теперь они терроризируют Россию и Европу!», «Почему в наших медиа Газпром представляется как злой шантажист несчастной Украине, который не хочет поставлять газ бесплатно? В Германии, например, принято что те, кто не могут платить за газ и свет, отключаются от сети, и никто по этому поводу не возмущается». «Спорим, что Киев найдет неоспоримые доказательства, что в этом взрыве виноваты русские? Во всем, что происходит в Украине, виновата Россия, лишь бы за газ не платить! Сейчас будет очередная волна санкций – до тех пор, пока русская армия не отойдет за Урал!». Попадаются и адекватные комментарии, например о том, что журналисты Лайфньюз оказались на месте взрыва в чистом поле за 28 километров от ближайшего поселка. Но у них есть осведомленные оппоненты, которые парируют: «Вы хотите сказать, в Украине есть места, где расстояние между населенными пунктами минимум 56 километров? Что за бред?» Ну и, разумеется, склоняется Правый сектор и сам Дмитрий Ярош лично в различных комбинациях.

При этом у новости, что в самой Германии значительно (на 20%!) увеличилось количество преступлений против иностранцев и на национальной почве, чем в прошлом году – ни одного комментария. Не стоит внимания ботов, видимо. А в комментариях о том, что недавно в квартире у одного правого экстремиста из Кёльна была найдена осколочная бомба, высказывается недовольство, что теперь у полиции есть повод установить за всеми тотальную слежку.

В политическо-общественном издании Stern рассказывается о вчерашнем отчете ООН о том, что «повстанцы сеют в Донецке и Луганске ужас и насилие», и что Анхела Меркель призвала Порошенко контролировать границу вместе с Россией. О существенной роли России в поставках оружия и наемников – ни слова! Как впрочем, и во всех остальных статьях. Практически везде цитируются слова лидера повстанцев Пушилина о том, что «мы сложим оружие, а нас убьют».

В издании Süddeutsche Zeitung вообще вчерашняя новость про доклад ООН подана с точки зрения Лаврова, который «считает его однобоким» - его слова вынесены в заголовок! И тут же многочисленные комментаторы вступают с визгом и про фашизм в Украине, и про Правый сектор («официальные штурмовые бригады Киевских путчистов»), который проводит этнические чистки, запирая мирных жителей в домах и сжигая их живьем, «а тех, кто выпрыгивал из окон, добивали ногами и дубинами». Ну и так далее. Кроме этого, в комментариях обсасывается, что «Европа заплатит долги Украины за газ». Это тоже страшно возмущает комментаторов «почему я, налогоплательщик, должен за кого-то платить?»

Газета Frankfurter Allgemeine подает информацию как новость про временную остановку огня. Комментаторы продолжают бушевать. В ход идет и «правый сектор», и «хунта», которая открыла огонь по собственным мирным жителям, и нелегитимный президент. Появляется понятие «Путин-Тролль», которым называют особо рьяных обличителей «убийц собственного народа». Некоторые здравомыслящие комментаторы робко напоминают, что «Россия поддерживает сепаратистов», на что другие им уверенно отвечают – «Это ваше предположение, а не доказанный факт!», «Все оружие в Восточной Украине происходит из восточной Украины. Повстанцы разграбили военные склады и милицию». И так далее.

Я в растерянности, какой из этого сделать вывод. Можно все списать на ботов-комментаторов, проплаченных российской пропагандисткой машиной. Но, видимо, весь бред про съеденных кровавым Порошенко и Правым сектором восточноевропейских младенцев падает на подготовленную почву (чего стоит комментарий, что невозможно иметь в стране расстояние между населенными пунктами в 56 километров). Скорее всего, сами европейские политики не хотят вмешиваться в конфликт двух варварских стран, и надеются, что все само как-то рассосется, без их участия. А чтоб оправдать свое бездействие… что ж, Украина «самадуравиновата», и не прогибается под своего агрессивного соседа.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram