Особенно это касается «горячей» зоны АТО. Ведь там, по словам министра МВД Арсена Авакова, около 450 километров импровизированной границы с так называемыми «ДНР» и «ЛНР». И всего пять легальных пунктов пропуска. Поэтому террористы ищут обходные пути и лазейки, чтобы переправлять в Донецкую и Луганскую область товары и продовольствие, а вывозить оттуда – оружие и технику.
Собственно, контрабанда оружия – это главная проблема, которая с каждым днем становится все острее. Из-за «дырок» в границе, попустительства правоохранителей и активности контрабандистов нелегальное оружие расползлось по всей стране. Причем вывозят не только легкое стрелковое оружие, но гранаты, тротил и гранатометы. Если не пресечь эти нелегальные перевозки, ничем хорошим это не закончится. Правоохранительные органы фиксируют ухудшение криминогенной обстановки во многих регионах страны – в частности, из-за появления большого количестве незарегистрированного оружия.
Решение проблемы контрабанды осложняет тот факт, что контрабандистам часто помогают те, кто должен с ней бороться - работники правоохранительных органов. Глава МВД Арсен Аваков особо не скрывает, что некоторые его подопечные либо закрывают газа на деяния контрабандистов, либо сами промышляют нелегальным ввозом и вывозом товаров.
«В этом участвуют как сотрудники МВД, так и сотрудники СБУ, прокуратуры. Мы регулярно выявляем таких сотрудников, задерживаем их, арестовываем и не скрываем такую информацию», – сказал министр.
Нелегальная торговля с террористическими «ЛНР» и «ДНР» иногда достигает грандиозных масштабов. Так, недавно на станции «Светланово» в Луганской области были задержаны вагоны с лесом-кругляком, которые направлялись в неконтролируемую Украиной зону. При этом поезд, который вез древесину, официально не существовал. Следствие по делу поезда-призрака продолжается, однако в «Укрзализныце» отмечают, что сотрудникам, которые польстились на левый заработок и вступили в сговор с преступниками, пощады не будет. Как заявил глава ведомства Максим Бланк, любой, кто попадется на причастности к контрабанде – будет немедленно уволен. Невзирая на выслугу, былые заслуги и личные обстоятельства.
«От таких людей мы будем избавляться, несмотря ни на какие прошлые заслуги перед железной дорогой. По данному вопросу у меня нулевой уровень терпимости», - отметил Бланк.
На сегодняшний день перевозки грузов через линию, которая отделяет зону АТО, происходит на основании правил, утвержденных Антитеррористическим центром СБУ. Именно в координационном штабе АТО решают – кого пропускать на неподконтрольные Украине территории, кого нет.
По словам руководителя «УЗ», ведомство предоставляет СБУ всю необходимую помощь в борьбе с контрабандистами, особенно – на участках линии соприкосновения с временно оккупированными территориями в Луганской и Донецких областях. Конечно, возможности железной дороги в этом плане довольно ограничены. Например, работники «УЗ» не имеют права проверять грузы или изучать сопроводительные документы – это функция пограничников, СБУ и государственной фискальной службы. Именно на них лежит главная ответственность за нелегальную перевозку товаров.
По словам Максима Бланка, основная задача «УЗ» - контроль за тем, чтобы железнодорожные составы следовали через линию соприкосновения исключительно через определенные штабом АТО пункты пропуска.
«Процесс перевозок нами спланирован таким образом, что по другому маршруту составы в зону АТО и обратно не попадут. За это мы отвечаем», - подчеркнул Бланк.
По его словам, если в каждом ведомстве бросят на борьбу с контрабандой все силы, это поможет быстрее побороть это явление. Или, по крайней мере, отбить охоту злоумышленникам нелегально перевозить товары.
К слову, новоназначенный губернатор Одесской области Михаил Саакашвили уже заявил, что борьба с контрабандистами, в том числе, из Приднестровья, станет для него одним из самых приоритетных заданий. По его мнению, чтобы не оставить контрабандистам шанса, нужно бороться с ними всем миром - СБУ, милиции, пограничникам, таможне, железнодорожникам, местным властям.