Все публикацииПолитика

​Вероятность создания двухстороннего консорциума по управлению украинской ГТС крайне мала, - эксперт Института Горшенина

По мнению эксперта, российский газовый рынок ожидают метаморфозы

​Вероятность создания двухстороннего консорциума по управлению украинской ГТС крайне мала, - эксперт Института Горшенина
Фото: Макс Левин

Вероятность создания российско-украинского консорциума по управлению украинской газотранспортной системой на сегодняшний день крайне мала.

Об этом в комментарии LB.ua отметил директор политических программ Института Горшенина Евгений Курмашов.

«Вариант создания двухстороннего консорциума по управлению украинской ГТС действительно неоднократно рассматривался на переговорах между представителями украинского правительства, «Газпрома» и российского правительства. Однако говорить о том, что это и есть та самая долгожданная формула компромисса, нельзя», - считает эксперт.

Евгений Курмашов обратил внимание, что на двухсторонних встречах украинских и российских представителей обсуждается много вопросов, но подобные переговоры носят скорее технический характер, так как решающее слово, по мнению эксперта, всегда остается за Кремлем.

«В Кремле вряд ли одобрят такой сценарий развития событий, при котором Киев и Москва ограничатся лишь созданием двухстороннего консорциума по управлению украинской ГТС, пускай и без европейских партнеров. Во-первых, в этом варианте отсутствует политическая составляющая, которую всегда учитывает Кремль. Это чисто менеджерская прикладная схема, которая вряд ли будет утверждена на самом высоком уровне. Во-вторых, эта формула гораздо мягче всех тех предложений, которые ранее звучали в адрес Украины со стороны Москвы. Вступление Украины в Таможенный союз до сих пор является главным условием на пути к пересмотру цены на российский газ для Украины, и это условие никто не пересматривал. Тем более в пользу некоего консорциума по управлению», - полагает эксперт Института Горшенина.

Курмашов напомнил, что частичная или полная покупка украинской ГТС по-прежнему рассматривается Москвой как возможный и приоритетный вариант развития событий вне зависимости от движения Киева в сторону ТС. По его мнению, основная загвоздка в решении данного вопроса – цена украинской ГТС.

«Потенциальный покупатель готов заплатить за актив несравненно меньше, чем желает получить за него продавец. Несмотря на все озвучиваемые в публичном пространстве цифры, реалистичная цена украинской ГТС, от которой сегодня морально готовы отталкиваться в «Газпроме», составляет 12 млрд. долларов. Однако речь и здесь идет о некой рыночной цене. Возможная приватизация украинской газотранспортной системы является не только коммерческим проектом «Газпрома», но и политическим проектом Кремля. Поэтому разговор о дополнительном «коэффициенте на политику» в данном случае вполне уместен. Вот за этот коэффициент и будет идти торг между Киевом и Москвой. Реальная рыночная стоимость украинской ГТС понятна всем сторонам, а вот политическая наценка – вопрос субъективный. Каждый может видеть ее по-своему», - отметил директор политических программ Института Горшенина.

Курмашов также акцентировал внимание на тот факт, что сегодня Россия стоит на пороге серьезных преобразований в топливно-энергетическом комплексе. В частности, речь идет о потере «Газпромом» главенствующей роли на газовом рынке внутри РФ.

«В эти дни, например, в решающую стадию входит атака НОВАТЭКа на «Газпром», целью которой является разрушение монополии «Газпрома» на экспорт сжиженного природного газа. Это лишь отголосок тех сложных процессов, которые происходят внутри российской элиты. Затяжная война Игоря Сечина и Аркадия Дворковича привела к тому, что позиции нынешнего куратора ТЭК в российском правительстве ослабли, так что наработанные украинскими и российскими переговорщиками варианты дальнейшего сотрудничества в газовой сфере уже завтра могут стать неактуальными. Как и сама идея о создании российско-украинского консорциума по управлению украинской ГТС», - заявил Курмашов.