Все публикацииПолитика

ГАИ. Путешествие по кругам ада

Экзамен, права, талон предупреждений; регистрация, техосмотр, временный талон, техпаспорт, снятие с учета; протокол о нарушении ПДД, административный штраф; транспортный налог, медицинская справка, справка об отсутствии случаев нарушения ПДД… И опять техосмотр! Так всю жизнь мы ходим по кругам ада.

ГАИ. Путешествие по кругам ада
Фото: Макс Левин

Советское прошлое

Во времена СССР Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) в бытовом сознании представлялась гражданам этаким «монстром», которого следовало опасаться, но бояться не стоило. Народная частушка, известная каждому офицеру советской милиции, пела: «Вот идет БХСС – сладко спит и сладко ест; следом топает ОУР – сильно пьян и очень хмур, сзади тащится ГАИ – вечно пьет не на свои»!

Народная мысль, ничем и никем не ограничиваемая, ибо пели и о Сталине, и о Брежневе, и о КПСС вообще, тогда считала главным пороком ГАИ пьянство за чужой счет, но никак не взяточничество. Десять рублей, пара бутылок или даже ящик водки – это не взятка, это знак уважения или просто, от широты души, подарок. А вот пятьдесят или сто рублей – это серьезно. В лучшем случае, увольнение из органов с «волчьим билетом» за дискредитацию высокого звания «сотрудник советской милиции». В худшем случае – уголовное дело и резкое понижение социального статуса - был ты уважаемым человеком, а теперь тебя, утрирую, только в сантехники возьмут…

Говоря по ученому, административная власть тогда еще только начала превращаться в предмет товарно-денежных отношений: я не замечу нарушения тобой правил дорожного движения, а ты поблагодари меня за мою «слепоту».

Фото: www.gunscity.ru

Такое положение сохранялось, примерно, до середины 90-х годов. Автор прекрасно помнит, как в 1994 году решались все «вопросы» в Старокиевском районном ГАИ, которое тогда дислоцировалось в Киеве на углу Эспланадной и Бассейной. Упаси Боже, предложить инспектору админпрактики деньги – обидится! А вот накрыть в кабинете стол, благо Бессарабский рынок рядом, милое дело.

Конечно, застолье обходилось дороже, но зато все приличия были соблюдены, а сотрапезники после первой же рюмки становились если не друзьями, то уж точно – приятелями со всеми вытекающими и булькающими отсюда последствиями.

Где вы, друзья?

Друзья сегодня на пенсии. Кто-то нашел себе работу с помощью упомянутых приятелей, кто-то спился, кто-то умер. Но те, кто живы, сегодня вместе с нами также путешествуют по кругам ада. Лично наблюдал однажды, как полковник милиции в отставке совал под нос молоденькому лейтенанту свое пенсионное удостоверение: «Да я, когда ты еще под стол ходил…»

Видели бы вы выражение лица того лейтенанта!

Украинское настоящее

Марксова формула «товар-деньги-товар» сегодня прочно забыта – марксистско-ленинская философия исчезла из программы ВУЗов. Но это не значит, что из нашей жизни исчезли товарно-денежные отношения. По-прежнему, два глагола, «купи-продай», определяют наше настоящее.

Давайте считать. Условно, в Украине зарегистрировано 10 млн автомобилей. Каждое транспортное средство должно:

  • получить справку-счет или иной документ, удостоверяющий сделку по его купле-продаже;
  • получить временные транзитные номера;
  • пройти осмотр эксперта перед постановкой на учет;
  • получить временный технический талон;
  • получить постоянный технический паспорт;
  • получить постоянные государственные номера;
  • раз в два года, раз в год или раз в квартал (в зависимости от «рода занятий») пройти технический осмотр.

Каждый владелец транспортного средства должен:

  • получить медицинскую справку;
  • пройти обучение вождению автомобиля;
  • сдать экзамен;
  • получить права и талон предупреждений;
  • хотя бы раз в жизни нарушить правила дорожного движения;
  • уплатить административный штраф… и т.д.

Считаем (хотя перечень далеко не полный), условно, по 1 гривне за каждый из 13-ти пунктов. Итого: 13 млн грн. Уже неплохо!

Не будут платить? А куда они денутся!

Извлечение сверхприбыли в условиях монополизации рынка – вот основное занятие целой «армии» из 10 000 сотрудников МРЭО, дорожно-патрульной службы и других подразделений госавтоинспекции.

Фото: Макс Левин

Бизнесмены в погонах

Ах, если бы только ГАИ! Вы думаете, у МВД другие проблемы? Тогда знайте, никогда в независимой Украине МВД не финансировалось из государственного бюджета «по потребности».

Например, бюджет-2010 предусматривал финансирование МВД только на 40,9% от пресловутой «потребности». И так было всегда. Цифры были чуть больше или меньше, но, увы, так было. Как выкручивались?

Доходило до смешного и печального. Однажды МВД Украины даже издало приказ об утверждении прейскуранта на «услуги» следствия и уголовного розыска. Документ определял цену, например, экспертиз, проведенных во время расследования уголовного дела; стоимость других уголовно-процессуальных действий; бумаги и канцелярских принадлежностей; предусматривал даже возмещение затрат на выезд по восстановлению картины преступления (т.н. «проводка») и пр. Калькуляция должна была вместе с уголовным делом передаваться в суд, который, по определению, удовлятворял бы в рамках уголовного судопроизводства гражданский иск по возмещению расходов, понесенных МВД. Уголовно-процессуальный хозрасчет? Смешно!

Другой пример. В январе 2005 года новый министр МВД, Юрий Луценко, обнаружил в кабинете предшественника, Николая Белоконя, гос. номера на автомобили серий «ОО», «II» и, самые «крутые», «ТТ». Скажите, зачем они министру? Белоконь, что, торговал ими или вручал вместо знаков отличия? Печально.

Поэтому, сталкиваясь с вымогательством на самом нижнем уровне – участковый, опер, дознаватель, следователь, паспортистка, инспектор разрешительной системы; да, наконец, просто услышав обращение к вам инспектора дорожно-патрульной службы: «Ваши права и техпаспорт, пожалуйста»… Будьте уверенны, раз вы вступили с кем-либо из них в речевой и психологический контакт, рано или поздно, речь пойдет о деньгах.

О деньгах

Лучшая иллюстрация на тему «ГАИ и деньги» - это здание Департамента ГАИ МВД Украины в Киеве.

Этого особняка в 2004 года просто не существовало. Нет, шикарный дом с зимним садом, огромными туалетами, душевыми кабинами, отдельно стоящей столовой с потрясающе низкими ценами, мраморными полами и пр. - был. А вот ответа на вопрос, за чей счет и кем он был построен, не было. Столярку поставляло одно областное управление ГАИ, мрамор – другое, гранит – третье, мебель – четвертое, сантехнику – пятое…

Сколько в Украине областей? О тож. С каждой – по кирпичику, для начальника Департамента – кабинет, которому в те времена завидовал даже Леонид Кучма!

Сколько же денег нужно было собрать с автомобилистов? По какой цепочке передать на самый «верх» Департамента, чтобы очередной его начальник мог любоваться панорамой Киева и тешиться собственным величием?

«Без денег жить нельзя на свете, нет!»

Куплет из оперетты «Сильва» точнее всего описывает ситуацию, в которой пребывает ГАИ Украины.

Посчитаем? Как мы уже выяснили, МВД в целом финансируется из государственного бюджета только на 40-50% от реальной потребности, но никогда - более. А сколько денег достается ГАИ?

Потребности Департамента, по словам его руководителей, оцениваются ежегодно в 650-700 млн грн., а министерство выделяет только 200-250 млн, т.е. 30%. Дефицит составляет 400-450 млн грн. и покрывается из специального фонда.

Что такое «специальный фонд»? Это деньги, которые мы с вами платили, платим и еще долго будем платить за: сдачу экзамена по вождению, права, талон предупреждений; регистрацию, техосмотр, временный талон, техпаспорт, снятие с учета и снова за постановку на учет; за справку об отсутствии случаев нарушения ПДД… И опять за техосмотр и за талон о его прохождении!

Все эти процедуры, вместе взятые, на специальном «ГАИшно-финансовом» языке называются «обязательные и сопутствующие платные услуги». Поэтому никогда и ни один министр МВД своим подчиненным задачу снижения аварийности на дорогах серьезно не ставил, ну, разве что, в рамках очередной PR-кампании. А вот за выполнение финансового плана с начальника Департамента всегда строго спрашивали. Не удивительно, что правая рука любого «гаишника», как у краба, мутировала в огромную клешню – загребать деньги, а левая усохла настолько, что уже не в силах держать жезл. И это совершенно естественный процесс, обусловленный не столько личными моральными или профессиональными качествами сотрудников, сколько причинами сугубо экономическими.

Фото: Макс Левин

ГАИ как субъект хозяйственной деятельности

Зачем ГАИ столько денег? Сколько ГАИ вообще нужно денег? Ответ на эти вопросы искал экс-министр МВД Юрий Луценко в марте-июне 2005 году. И нашел, что самыми распространенными нарушениями и злоупотреблениями в Департаменте были:

- передача права оказания обязательных и сопутствующих услуг, которые являются исключительной прерогативой ГАИ, сторонним организациям;

- содействие должностными лицами ГАИ принудительному взысканию с граждан оплаты услуг, которые не являются обязательными или дублируют услуги ГАИ;

- коррупционное распределение средств между банками и ГАИ за т.н. «сотрудничество» - за взимание с граждан повышенных комиссионных при оплате услуг ГАИ;

- распределение теневых доходов от сдачи в аренду банкам, страховым компаниям и другим сторонним организациям помещений и территорий ГАИ;

- принуждение граждан к оказанию «благотворительной помощи» различным фондам «содействия» территориальным подразделением ГАИ и МВД;

- неоприходование наличных средств и использование их на личные нужды начальников подразделений ГАИ;

- несоблюдение установленного лимита кассы;

- заключение договоров на проведение техосмотра с частными станциями техобслуживания, которые не имели необходимого оборудования и не были сертифицированы органами Госстандарта;

- одновременное существование нескольких экземпляров таких договоров с одинаковыми реквизитами, но с разными условиями (сроками действия, суммами и датами расчетов);

- выдача талонов техосмотра на «мопеды» (автобусы) и «мотоциклы» (грузовики) с последующим уничтожением диагностических карточек и присвоением разницы в суммах платежей и т.д.

Иными словами, бизнесмены в погонах давно создали в системе ГАИ два параллельных финансовых потока: официальный – доходы спец. фонда и неофициальный – в «общак».

Что ж, бизнес есть бизнес: бухгалтерия «белая», бухгалтерия «черная», укрытый от учета и налогообложения доход; «откаты» и взятки; поставки услуг и товаров с участием СПД и фиктивных компаний…

Результаты гласных и негласных проверок, проведенных в подразделениях Департамента ГАИ весной 2005 года, если и удивили кого, то, в первую очередь, самого министра Луценко. Он, конечно, не был настолько наивен, чтобы не знать о тотальной коррумпированности своих подчиненных, но был очень удивлен, узнав, что теневой оборот «корпорации» ГАИ в несколько раз превышает цифры ее официального баланса!

Напомню, в 2004 года Департамент «заработал», по словам его бывшего начальника, Сергея Коломийца, около 400 млн грн. А по оценке ревизоров реальный валовый годовой доход этой «монополии» составлял 2 млрд!

Продолжение следует...