ГоловнаСвіт

​Изгнанный кланом

Отставка московского мэра Юрия Лужкова произвела в российских политических кругах эффект настоящего землетрясения. Впервые за всю историю президентства Дмитрия Медведева глава региона – и какого! – отправлялся в отставку с формулировкой «утрата доверия».

​Изгнанный кланом
Фото: EPA/UPG

Впервые этот глава региона не только не согласился с формулировкой, но и обрушился на президента России и его администрацию с уничижительной критикой, пообещав и далее заниматься политической деятельностью и отстаивать свои принципы. Впервые, наконец, снятый с должности руководитель региона заявил о выходе из партии «Единая Россия», сопредседателем которой был – причем не постеснялся сказать о позиции, которую заняло руководство партии в период противостояния мэра и президентской администрации.

Все это очень похоже на то, о чем в России уже успели забыть о политической конкуренции. Причем Юрий Лужков отнюдь не впервые создает видимость этой конкуренции благодаря собственным амбициям и поступкам. Ведь в 1999 году какого-либо серьезного соперничества в России тоже не было – власть в стране была практически монополизирована окружением президента Бориса Ельцина. Но Лужков не побоялся борьбы за власть, создания собственного политического проекта, поддержки Евгения Примакова, тогда надеявшегося стать следующим президентом России. Для того чтобы похоронить амбиции Примакова и Лужкова и провести на пост главы государства никому не известного серого чиновника, оказавшегося Владимиром Путиным, президентскому окружению пришлось задействовать всю мощь пропагандистской машины и политехнологические ресурсы, скорее напоминавшие артиллерию, чем политтехнологию. Лужков проиграл, но не сдался – отказавшись от амбиций федерального масштаба, остался самым влиятельным региональным руководителем в стране. И, вероятно, был уверен, что с его позицией будут считаться. Для такой уверенности у него было все – мощный московский чиновничий клан, миллиарды семьи и поддержка москвичей, большинство из которых до сих пор уверено в эффективности теперь уже бывшего градоначальника.

Именно поэтому Дмитрий Медведев так колебался с отставкой Юрия Лужкова. Вроде бы для этого нужно было немногое – обычный указ главы государства с выражением недоверия. Однако для администрации президента было важно, чтобы Юрий Лужков ушел добровольно – она не случайно распространяла слухи о готовящейся отставке мэра, как бы подталкивая Лужкова к принятию необходимого решения. А мэр упрямился, явно желая заставить президента принять решение – и рассчитывая, что в последний момент Медведев все же не решится...

Все фото: EPA/UPG

Но Медведев решился. И теперь ему вместе с остальными россиянами предстоит наблюдать за политическими последствиями отставки мэра – если эти последствия действительно будут. Лужков делал свои заявления о готовности продолжать политическую деятельность в первый день после отставки – и неясно, насколько он будет к реальному воплощению своих намерений. Все же бороться ему предстоит не только и не столько с Медведевым и Кремлем, сколько с могущественным ельцинским кланом, который уже обыграл его однажды. И возраст у Юрия Михайловича уже не тот, что на заре путинской эры, а вот миллиардов у его супруги значительно больше.

Возникает вопрос – а стоит ли Москва мессы? Не лучше ли спустя два десятилетия руководства городом уйти с гордо поднятой головой? Тем более – кто будет поддерживать Лужкова? В России – в том числе и его стараниями – выстроено государство трусливого чиновничества и зависимого от этого чиновничества бизнеса, который явно не стремится врукопашную.

Во всей этой истории есть еще один проигравший – Владимир Путин. Он единственный из дававших комментарии российских чиновников высказался о Лужкове позитивно даже после отставки мэра. Остальные, еще вчера певшие осанну мэру и возмущавшиеся критикой в его адрес на страницах понедельничного (!) номера еженедельника «Коммерсантъ-Власть», моментально, в одну секунду с президентом, утратили к нему доверие! Но у Путина есть свои резоны. Ведь конфликт Лужкова с Медведевым обострился именно после того, как мэр фактически поддержал позицию премьера в противостоянии с президентом вокруг строительства пресловутой автомагистрали через Химкинский лес. И что теперь получается – что любой чиновник, который рискнет стать на сторону Путина в его разногласиях с Медведевым, не будет им защищен? Где могущество, Владимир Владимирович? Если уж Лужкова не смогли...

На этот вопрос есть простой ответ. Лужкова снимал не Медведев и защищал не Путин. Лужкова снимал клан – тот самый ельцинский клан, с которым он боролся последнее десятилетие, но который наконец-то смог одолеть своего давнего соперника, как когда-то, еще при Путине, одолел клан газовых баронов во главе с Рэмом Вяхиревым. Медведев и Путин – всего лишь назначенцы этого своеобразного политбюро. И борются они за право получить власть из рук клана в 2012 году. Так что публичного противостояния между ними не будет. Напротив, после разгрома лужковцев клан еще более усилится и с еще большей уверенностью продолжит совершенствование системы управляемой демократии, являющейся на деле обыкновенным прикрытием корпоративного произвола. И не важно, кто станет новым президентом России – «модернизатор» Медведев или «силовик» Путин. Это лишь псевдонимы неэффективной системы, которая рано или поздно рухнет на головы своих строителей, как недоброй памяти Советский Союз...

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram