Все публикацииПолитика

Европейские цены на топливо в Украине - это неправильно, - Емелин

Вопросы к цене бензина возникали всегда, как, впрочем, и к его качеству, отмечает в интервью Владимир Емелин, глава объединения "Укрнефтехимпереработка".

Это подразделение Министерства топлива и энергетики, отвечающее за прогнозирование и контроль ситуации на рынке нефтепродуктов и координирующее работу экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов. Группа является разработчиком и пользователем алгоритма (методики) расчета объективных розничных цен, вокруг которых существует много разговоров.

Корр.: Владимир Викторович, расскажите об истории возникновения алгоритма расчета объективных розничных цен, какие предпосылки для этого были?

В. Е.: Во все времена, и когда бензин стоил 2 гривны за литр, и 7,5 гривны - как сегодня, у потребителей возникают вопросы относительно честности такой цены. Притом, скажу вам, это свойственно водителям на всех континентах. Чтобы свести подобные дебаты к минимуму, осенью 2006 года правительство в лице вице-премьера Андрея Клюева и министра топлива и энергетики Юрия Бойко обратилось к участникам рынка с предложением показать систему формирования цен и на ее основе сделать некий механизм, правила игры, которых все будут придерживаться. Сначала компании отнеслись к этим инициативам настороженно, ведь требовалось, как говорится, показать кассу. Однако было понятно и то, что пока не будет системы, четкого прогнозирования, снять спекуляции на эту тему не удастся. Работа над алгоритмом длилась больше двух месяцев, и он был утвержден в январе 2007 года. Вкратце суть такова: берутся оптовые цены на топливо, суммируются с затратами на транспорт, хранение и эксплуатацию АЗС, добавляются налоги и нормативная прибыль (около 5%) и получается ожидаемая цена, вернее диапазон, или, как его еще принято называть, - коридор. В итоге правительство имеет прогноз цены, уверенность в ее объективности, а значит, защищен и потребитель.

Корр.: Однако нередко приходится слышать критику в адрес этой методики, которая, говорят, частенько диктует повышение цен…

В. Е.: Базовой составляющей алгоритма является мировая цена на нефтепродукты, остальные составляющие можно считать постоянными. Поэтому когда растет цена в мире, повышение показывают и наши расчеты. Когда же цена в мире падает, ждем снижения и мы. Иначе и быть не может. Насколько компании придерживаются наших расчетов или оправдывают наши прогнозы - это дело каждой из них. Я так понимаю, что те, кто подписал меморандум с Кабинетом министров, выявили волю брать формульные расчеты во внимание. А вообще на рынке каждый принимает решение самостоятельно. В целом идея формулы сводится к следующему: лучше играть по плохим правилам, чем вовсе без них. Притом определенные обязательства взяли на себя не только участники рынка, но и правительство. Об этом часто забывают некоторые чиновники и наблюдатели, когда выказывают непонимание ценовой ситуации в отдельные периоды.

Корр.: Антимонопольный комитет и некоторые эксперты «инкриминируют» экспертно-аналитической группе отказ в прошлом году от учета цен украинских производителей при составлении ценового коридора, хотя в 2009 г. отечественные нефтепродукты доминировали на рынке. Получается, что за менее качественные украинские нефтепродукты мы платим цену более качественного импорта?

В. Е. Сразу замечу: изменения в формуле инициировал сам Антимонопольный комитет, и я считаю их абсолютно правильными. В начале прошлого года комитет создал рабочую группу с привлечением представителей различных министерств и ведомств с целью проанализировать формулу. И был сделан вывод, что оптовые цены на украинские нефтепродукты формируются непрозрачно. В итоге решили отказаться от их использования в формуле и остановиться исключительно на мировых котировках. Хорошие эти котировки или плохие - не берусь судить. Скажу лишь, что их используют крупнейшие нефтяные государства - Россия, Саудовская Аравия и другие. А для них любое колебание в котировках может означать миллиардные потери. Так почему мы ставим эти цифры под сомнение? На основе тех же котировок агентства Platts закупают нефть наши заводы и импортеры нефтепродуктов. Это абсолютно объективный и неоспоримый индикатор, на который ориентируется весь мир, и поэтому строить прогнозы и расчеты на этих котировках абсолютно логично.

Но спустя буквально пару месяцев АМКУ резко меняет свою точку зрения и таким образом начинает критиковать те изменения, которые сам же инициировал. Мол, расчеты получаются завышенными, надо вернуть в формулу украинского производителя. Мы неоднократно встречались и показывали, что с учетом оптовых цен украинских НПЗ расчетная цена по формуле в 2009 году была бы наоборот выше на 20-25 копеек!

Мне кажется, проблема в том, что многие никак не могут смириться с тем, что Украина является частью мирового энергетического рынка, дублируя все его колебания. Когда цена снижается, претензий не возникает, но как только начинается рост…

Что до цен, то уже очевидно, что на рынке качественный нефтепродукт стоит дороже, менее качественный - дешевле. Потребитель может выбирать в очень широком ценовом диапазоне.

Корр.: Всегда интересовал вопрос, сколько зарабатывают автозаправки? Судя по ценам, кризис их не коснулся?..

В. Е.: Заработок АЗС - понятие очень индивидуальное. Он складывается из маржи, объемов продаж станции, ее формата и, соответственно, затрат. Нельзя сравнивать заработок современного комплекса и старой колонки без навеса. Несопоставима прибыль столичной станции, продающей 20-25 тысяч литров в сутки, и АЗС под той же торговой маркой, допустим, в Кировограде, где часто реализуют не более 2,5 тысячи литров. В то же время и затраты этих станций разные, возьмем хотя бы зарплаты персонала.

Если же говорить только о наценке, разнице между средней оптовой и розничной ценой, то по дизельному топливу в прошлом году она колебалась от 1800 гривен за тонну (1,50 гривны за литр) в феврале-марте до 380 гривен за тонну в минувшем декабре (31,5 копейки за литр). При этом необходимо понимать, что в среднем нулевая рентабельность находится на отметке 70-80 копеек за литр.

Учитывая, что объем потребления топлива из-за кризиса уменьшился, этот сектор бизнеса тоже сильно пострадал, так как в основном заправки работают от оборота.

Корр.: Говорят, у нас европейская цена на бензин при украинской зарплате…

В. Е.: Такие заявления не более чем штамп. Ежедекадное сравнение цен в Украине с ценами в соседних странах является одним из наших методов проверки адекватности рынка. Сравнение это показывает, что в 2009 году украинские цены на топливо были самыми низкими среди всех наших соседей, кроме, разумеется, России. Скажу больше, в прошлом году мы даже увеличили отрыв от ближайших "ценовых" соседей - Молдавии, Беларуси, Грузии. Например, 19 января текущего года средняя цена в Украине на А-95 составляла 0,93 доллара за литр, в Молдавии – 1 доллар, в Грузии - $1,06 доллара за литр. Даже в Беларуси, где, как принято считать, все дешевле, цена была выше - 0,98 доллара за литр. Страны Прибалтики в рассмотрение не берем, так как это уже Евросоюз с принципиально иной налоговой нагрузкой на нефтепродукты. Для справки: в РФ на указанную дату бензин стоил 0,8 доллара за литр. Примерно аналогичные соотношения и по ценам на дизтопливо. Если же сравнивать с ценами в Западной Европе, то наш уровень будет почти в два раза ниже, поэтому говорить о европейских ценах на топливо в Украине неправильно.

Корр.: Недостатка в заправках нет, но вопрос качества остается. Скажите, как выбрать АЗС, чтобы избежать приобретения некачественного топлива?

В. Е.: Я давно работаю на этом рынке и поэтому прекрасно знаю, кто чем торгует, откуда везет топливо. Но мне кажется, что совершенно необязательно быть специалистом для выбора АЗС. Достаточно обращать внимание на внешний вид комплекса. Современные объекты стоят порой до 3 миллионов долларов, и эти деньги компании хотят отработать. В данном случае нет смысла торговать неизвестно чем. О хорошем бензине человек расскажет пяти знакомым, а о плохом - десяти, так что рисковать репутацией никто не будет.

Ответ у меня простой - заправляйтесь на хороших, красивых, современных АЗС, потому что там наверняка больше порядка. К тому же сети современных станций имеют постоянную систему контроля с помощью стационарных и передвижных лабораторий. Ко всему, в случае возникновения каких-то внештатных ситуаций отнесутся к вашим замечаниям более чутко. Сам работал, знаю.