В начале текущего месяца в информационное пространство попала незаслуженно забытая многими СМИ история Оксаны Севастиди – простой продавщицы из Сочи, которая получила семилетний срок за госизмену из-за невинной SMS семилетней давности. По словам матери Оксаны, ее дочь признали виновной из-за вполне обывательского ответа на вопрос мимолетного знакомого, данный еще в далеком 2008 году, даже до начала русско-грузинского конфликта.
«Оксана, у вас что, танки стоят на платформе?», – спросил в текстовом сообщении грузинский знакомый женщины, Тимур. «Раньше стояли, сейчас не знаю», – вполне банально ответила та, даже не обратив на вопрос никакого внимания, а впоследствии благополучно о нем забыв. И лишь спустя семь лет, в январе 2015 года к женщине нагрянули ФСБшники, обвинившие ее в шпионаже и работе на грузинские спецслужбы. После обвинительного приговора суда бабушка Оксаны, не выдержав страшного известия, скончалась от инсульта.
На самом деле, эта дикая история представляет собой квинтэссенцию современной России, объединившую все свойственные ей в последние годы феномены: беспредел, репрессии, мракобесие и откровенный фарс. Случай Оксаны Севастиди даже еще более непостижим, чем история осужденной за перепост в сети матери-одиночки Екатерины Вологжениновой, потому что Екатерина хотя бы имела ярко выраженную оппозиционную позицию, осуждая агрессивную войну России против Украины. Оксана же, по словам ее матери, «очень уважает нашего президента, более того, она член партии «Единая Россия».
В отличие от многодетной матери Светланы Давыдовой, испугавшейся случайно услышанной ею информации о возможном вторжении в Украину новой партии российских танков, Оксана Севастиди не выразила даже испуга или негодования по поводу танков, не инициировала смс-переписку, более того, не сообщила о них никакой информации, честно ответив: «не знаю». И вот теперь продавщица из Сочи, член «Единой России» официально признана судом опасной шпионкой и госизменщицей. Похоже, это действительно все, что нужно знать о России вообще и российской контрразведке в частности.
Вообще работа российских спецслужб в последние годы, мягко говоря, вызывает все больше недоумения. Помнится, еще весной мне попалась на глаза статья на крупнейшем уральском портале «Ура.ру», которая была посвящена тому, как уже упомянутая Екатерина Вологженинова написала на своей странице новый пост, на этот раз – в поддержку Надежды Савченко.
«А 5 марта Екатерина разместила в своем аккаунте фото Надежды Савченко с начертанным на ней посланием от украинской летчицы «Я не зламаюсь I не здамся…». Эта же картинка вынесена на фото обложки страницы Вологжениновой. Под постом стоит четыре комментария, лайки и антилайки, публикацию отметили 55 человек, четверо сделали перепосты», – докладывают авторы статьи.
Подсчет перепостов и лайков под невинным постом на странице домохозяйки и блокировка возможности получения алиментов на ее малолетнюю дочь под предлогом воспрепятствования «финансированию терроризма» – это то, что представляет собой сегодня «борьба с терроризмом и экстремизмом». И именно в русле этой борьбы член путинского ОНФ Валерия Рытвина написала публичный донос на друзей Екатерины, которые собрали деньги на покупку компьютера для малолетней дочери осужденной женщины. При этом формально ОНФ призван олицетворять собой российское гражданское общество и быть форпостом борьбы с коррупцией (той самой, которая в России уже давно носит государственный и системообразующий характер, и начинается с того самого президента, который провозглашен, помимо прочего, главой ОНФ).
Словом, в тот самый момент, когда мне уже казалось, что ничто не способно затмить российскую «контрразведку» и «борьбу с экстремизмом» по степени абсурдности и фарсовости, появился персонаж, ставший моим абсолютным фаворитом в этом жанре. Этот счастливец стал известен после того, как его посадили в России за уже так привычную нам государственную измену его же собственные бывшие коллеги. Речь идет о деле бывшего сотрудника Отдела внешнецерковных связей (ОВЦС) Русской православной церкви Московского патриархата Евгения Петрина. Летом неудавшийся шпион был приговорен Мосгорсудом к 12 годам колонии строгого режима.
При этом, по его собственным словам, Петрин являлся капитаном ФСБ, после формального увольнения из органов продолжавший работать в ОВЦС под прикрытием. Свою службу Петрин нес в Киеве, где общался с американцами, как он утверждает – чтобы втереться к ним в доверие.
В своих многочисленных письмах из Лефортово «православный чекист» сыпал обвинениями в адрес своих бывших коллег по ФСБ, упрекая их за то, что они не стали «ловить иностранцев» (американцев или канадцев) на территории иностранного же государства Украина. Очевидно, будучи не в состоянии отличить одну страну от другой (как и множество других «заблудившихся» российских боевиков, военных и шпионов), Петрин упрямо именовал свою шпионскую деятельность «контрразведкой» и призывал коллег-чекистов к похищению людей на территории чужого государства.
В том же письме новоявленный «Штирлиц» заявил, что « готов помочь изобличить и нейтрализовать угрозы Православию на Украине и выявить намерения уже известных мне людей и организаций, мешающих интересам Русской Церкви в Киеве», то есть прямым текстом вызвался снова ехать и шпионить в чужую страну. При этом мысль о том, что о его шпионском энтузиазме благодаря открытому характеру его писем прочитали как минимум десятки тысяч украинцев, ничуть не смущала Петрина. Воистину, никогда Штирлиц не был так близок к провалу!
Затем, доказывая свою невиновность перед ФСБ, Петрин и его семья наперебой расписывали, как героический «разведчик» втирался в доверие к иностранцам и «для прикрытия оказывал им консультационную помощь на возмездной основе», предоставляя при этом по его словам, совершенно бесполезную информацию, то есть делал то, что в чистом виде подпадает под общеуголовную статью «мошенничество».
Родные Петрина тоже старались изо всех сил, и писали ему одну характеристику за другой, расписывая, как глубоко и преданно Евгений с юности любит Владимира Путина. В интервью с братом подозреваемого прозвучало имя еще одного из «духовных наставников» горе-чекиста: «Однажды написал королеве Англии. А в другой раз — Владимиру Жириновскому, и спросил его, как лучше служить родине, а тот ответил, что нужно идти в силовые структуры».
При этом «служащему родине» по заветам Жириновского Евгению Петрину не помогли ни любовь к Путину, ни цитаты из Священного Писания и церковно-славянский слог некоторых писем, к примеру: «За дело свое, что по оказии моих деяний на работе расценили как внешне беззаконие перед Отчизной, не покаюсь, так как нет сего греха на мне». Не вдаваясь в богословские тонкости деяний Петрина, суд признал его виновным, и, помимо тюремного заключения, оштрафовал на 200 тысяч рублей. Словом, затмить российскую «контрразведку» способна только российская «разведка».
После этого всякий раз, когда я встречаю очередную информацию об «украинских диверсантах», пойманных на задании с полным пакетом служебных удостоверений и визиток Яроша, у меня невольно закрадывается мысль о том, что российские спецслужбы рисуют образ иностранных разведчиков и их профессионализма с их собственного шпиона Петрина.
Превзойти российскую разведку после этой истории в моих глазах смог только российский спорт, а именно – легендарная спецоперация с просовыванием в дырочку пробирок с подмененной мочой.
Словом, из России могло бы выйти прекрасное юмористическое государство, служащее для поднятия настроения всему остальному миру, если бы не один существенный нюанс – в руках этого государства на данный момент находится вполне реальная сила, обращенная как внутрь, так и вовне страны. Абсурдное обвинение в госизмене за SMS стоило невинной женщине семи лет лишения свободы и смерти как минимум одного человека – ее бабушки. Сотни и тысячи людей, поверивших разного рода снующим по Украине «петриным», начали в итоге убивать собственных сограждан и поддерживать оккупантов. Страна, вдохновленная победой в Олимпийских играх (пусть даже и достигнутой ценой подмены мочи) начала агрессивную войну с соседом. Словом, комедийные выходки России заканчиваются вполне реальной кровью.
При этом хуже всего то, что популизм и фарс становятся популярными не только внутри России, но и за рубежом. Не познавшие российского опыта иностранцы еще не в силах осознать, насколько комичная с виду пародия может вполне серьезно разрушить основы западных демократий. Хотя, признаюсь, во время процесса разрушения может произойти немало забавных курьезов – но от этого, поверьте, не легче.