Но привести эту температуру в норму никакой возможности все равно больше нет.
Скачкообразное падение курса рубля и безумная реакция на крах Центробанка России и правительства страны привели к самой настоящей панике и окончательному исчезновению доверия населения к национальной валюте.
В результате все признаки кризиса доверия налицо – многочасовые очереди в магазинах, когда люди скупают что ни попадя, лишь бы избавиться от рублевых накоплений, отсутствие валюты в обменных пунктах, заоблачные курсы в провинциальных банках, прекращение кредитования населения, пустые банкоматы… И это только начало краха, который уже невозможно остановить – нефть продолжает падать, постоянное повышение российским Центробанком учетной ставки делает невозможной стабилизацию ситуации с использованием внутренних экономических резервов – словом, приехали! При этом россияне продолжают привычно искать аналогии в своем недавнем прошлом, рассказывая друг другу, как пережили какой-нибудь 1998 год. Но это не 1998-й. Это – 2015-й.
Собственно, кризис в российской экономике был предопределен в тот самый день, когда окончательно утративший связь с реальностью президент Владимир Путин принял решение об аннексии Крыма.
О последствиях этого решения дальновидные люди предупреждали Путина и поддержавших его россиян в те самые роковые для их государства дни. Логика размышлений людей, понимавших всю пагубность присоединения Крыма, была простой: Россия отказывается от соблюдения принципов международного права и сотрудничества с Западом. Каждый новый ее шаг после оккупации полуострова – а опьяненный “легкой победой” и безнаказанностью Путин не мог не совершать этих шагов – приведет к усилению не только политической, но и экономической изоляции. В результате любые кризисные явления в мировой экономике станут для России смертельными: курс рубля начнет падать, золотовалютные запасы исчерпываться, российские кампании не смогут перекредитоваться на Западе, чтобы отдать долги, капиталы продолжат бегство из зоны риска.
Конечно, на момент составления подобных прогнозов трудно было предположить, что Путина так “подведет” нефтяная цена. Но разумный политик тем и отличается от люмпена в президентском кресле, что осознает возможность скачков цен на нефть. К тому же – и это нужно понимать отчетливо – и без падения нефтяных цен российский экономический кризис был бы неминуем, так как у страны нет резервов для обслуживания долговых обязательств крупнейших компаний без внешнего кредитования. Просто он не был бы таким стремительным, бессмысленным и беспощадным к поддержавшим шовинистическую идеологию своего президента и оккупацию Крыма и Донбасса россиянам.
Еще одна важная предпосылка кризиса – это планомерная “зачистка” руководства России от профессионалов и вообще трезвомыслящих людей. Политики и экономисты могут быть нравственными или аморальными, но для успеха важно еще такое качество, как адекватное восприятие мира. Так вот за годы высоких нефтяных цен Путин сделал все возможное, чтобы адекватных людей в руководстве страны не осталось – да они и не нужны были в ситуации, когда можно было просто распределять нефтяной пирог. А те профессионалы, которые смогли удержаться на своих должностях, раз и навсегда усвоили одно нехитрое правило: нельзя раздражать Владимира Владимировича.
Вот они и не раздражают. И понемногу сами переместились в мир, в котором живет их президент. Поэтому не ждите от руководства экономического блока России и Центробанка адекватных решений – они будут метаться, сжигать запасы, принимать одно решение безумнее другого, пока валютные запасы не будут разбазарены окончательно. Кроме того, не нужно забывать на влияние на эти решения частных интересов Путина и его окружения. Для российского президента куда важнее сохранить “Роснефть” или “Газпром”, потому что речь идет о его собственном кошельке, а Россия – это телевизионная абстракция, над страданиями которой можно будет красиво повсхлипывать на очередной пресс-конференции.
Именно поэтому совершенно невозможно предсказать точно, как именно будет развиваться ситуация в кризисной России. В принципе, ничего особо сложного в преодолении кризиса сегодня нет. Но самый первый шаг, без которого ничего не будет – это возвращение к принципам международного права, что дало бы возможность вернуться на мировые рынки крупнейшим российским компаниям. Однако для этого необходимо в ускоренном – подчеркиваю, в ускоренном темпе покинуть Донбасс и отказаться от Крыма хотя бы согласившись на переговоры о дальнейшей судьбе оккупированного полуострова. Понятно, что ничего этого Путин не сделает – а Запад не будет его торопить, потому что уже понял бессмысленность диалога с российским президентом. И оттого, что оказавшийся в безвыходном положении Путин готов идти на уступки, чувство безопасности к цивилизованному миру не вернется.
Поэтому события будут приобретать лавинообразный и необратимый характер вплоть до полной деградации экономики России и невозможности исполнения государством его функций, включая социальные и силовые. А в этой ситуации каждый регион будет спасаться как сможет, некоторые регионы будут объединяться в “кусты”, условные Уральские, Поволжские и Сибирские республики для совместного выживания. На Кавказе возобновится война, но уже в новой форме – между кавказскими республиками и населенными русскими краями. Словом, настанет великий российский хаос, бессмысленный и беспощадный.
Избежать этого хаоса удастся только в том случае, если российская элита опомнится уже в ближайшие месяцы, если не недели, внешнеполитический курс страны будет изменен, а власти продемонстрируют готовность к настоящим экономическим и политическим реформам. Счетчик обратного отсчета для Российской Федерации уже запущен.