«Российское правительство считает, что искоренение мака – это ключ (к решению проблемы), а мы считаем, что это создает талибам возможности для вербовки крестьян», - сказал Холбрук на пресс-конференции в госдепартаменте.
По его словам, «гораздо больше успеха» приносит борьба с контрабандой наркотиков и уничтожение наркорынков.
Заявление Холбрука прозвучало в день, когда в Москве должно пройти первое заседание российско-американской рабочей группы по противодействию обороту наркотиков, созданной президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой.
Российские официальные лица не раз били тревогу по поводу масштабов наркотрафика из Афганистана. Один из главных маршрутов контрабанды наркотиков оттуда в Европу проходит через Россию, попутно растет потребление наркотических препаратов и в самой России.
Одновременно российская сторона выражала недовольство недостаточной, по ее мнению, активностью сил под руководством НАТО по борьбе с наркотиками в Афганистане.
Глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов отмечал, что с 2001 года урожаи опиумного мака в Афганистане выросли в 40 раз, и на провинции, где находятся войска НАТО, приходится 92% этого производства.
Иванов высказывался за распыление над маковыми полями реагентов, уничтожающих посевы этой культуры.
А постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин сравнил ущерб, наносимый стране афганским наркотрафиком, с потерями от советского вторжения в Афганистан в 1979-89 годах.
«Тридцать тысяч молодых россиян умерли в прошлом году из-за потребления героина, произведенного в Афганистане. Это вдвое больше численности советских войск, погибших в Афганистане за 10 лет», - сказал в январе Рогозин в интервью агентству Франс пресс.
«У нас были честные разногласия по поводу искоренения мака», - констатировал Холбрук.
По его словам, уничтожение посевов оказалось контрпродуктивным, и «мы больше не даем талибам бесплатный инструмент вербовки».
Тем не менее, Холбрук подчеркнул, что разногласия по вопросу искоренения мака не препятствуют сотрудничеству с Россией в Афганистане в других областях.
Ричард Холбрук, ветеран американской дипломатии, не в первый раз делает заявления, которые раздражают Москву.
В дни, предшествовавшие операции НАТО в Югославии в 1999 году, он пытался убедить югославского лидера прекратить силовые действия в Косове.
Затем он неоднократно высказывался за признание независимости Косова, а в феврале 2008 года, когда независимость стала фактом, Холбрук обвинил Россию в провоцировании беспорядков в Белграде, в результате которых пострадало американское посольство.
Российский МИД выступил с публичной отповедью на его комментарии, несмотря на то, что в то время Холбрук был частным лицом и консультантом одного из кандидатов в президенты США – Хиллари Клинтон.
В этом же качестве Холбрук стал одним из первых комментаторов на Западе, жестко осудивших российское военное вторжение в Грузию в августе 2008 года.
«Запад знал, что так случится и сделал очень, очень мало, из страха перед нефтяным могуществом России и другими факторами. И вот теперь мы видим, как над самой демократической страной на постсоветском пространстве нависла крайняя угроза», - сказал Холбрук в первый день конфликта, когда западная реакция еще была довольно осторожной.
В середине 1990-х годов Ричард Холбрук был одним из архитекторов Дейтонских соглашений, которые положили конец войне в Боснии ценой довольно болезненных уступок для боснийских сербов.
После выдачи лидера боснийских сербов Радована Караджича Гаагскому трибуналу его защита утверждала, что на переговорах с ним Холбрук обещал ему какие-то гарантии иммунитета от судебного преследования.
Холбрук сказал, что ничего такого не обещал, а представители трибунала сказали, что такие договоренности суд ни к чему не обязывают, даже если они были.