ГоловнаСвіт

Ярмарка тщеславия

Решение о присуждении Нобелевской премии мира за 2009 год президенту США Бараку Обаме вызвало волну недоумения. Ведь господин Обама менее чем за год своего президентства не отличился какими-либо выдающимися успехами во внешней политике, не содействовал радикальным преобразованиям, способствовавшим установлению мира и согласия в планетарном масштабе, не достиг заметных успехов в международной политике.

Ярмарка тщеславия
Фото: www.segodnya.ua

За год не прекратилась ни одна война, начатая предшественниками Обамы: выстрелы гремят и в Афганистане, и в Ираке. За год не решены спорные вопросы с Северной Кореей и латиноамериканскими государствами. Вместо разрушенной при помощи США хельсинкской мировой архитектуры не предложена новая концепция сосуществования государств и принципов международных отношений. То есть, по большому счёту, давать премию Обаме было не за что.

Скорее всего, решение Нобелевского комитета станет очередным курьёзом и попыткой прогнуться перед сильными мира сего. Ранее маразмы подобного рода были возможны в СССР. Вручение медали Герой Советского Союза лидеру Египта Гамалю Абделю Насеру. Вручение ордена Победы, маршальского звания и четёрых звёзд Героя Советского Союзы (плюс Звезда Героя Соцтруда) Леониду Брежневу. Вручение ему же литературной Ленинской премии. Присвоение Никите Сергеевичу Хрущёву Шевченковской премии... Теперь эстафету перехватили шведы, решившие вручить Нобелевскую премию мира американскому президенту. Не понятно, за что.

Я несколько лет веду переписку-дискуссию со своим бывшим преподавателем из Черновицкого университета - Валентином Ткачом. Эрудит, философ, энциклопедист, публицист, он живо отреагировал на вручение Обаме престижной премии. На прошлой неделе он написал: «А вы не верите, что человечество может создать консенсус относительно нового содержания смысла бытия. Обаме дали Нобелевскую премию Мира. Формально - да, но фактически, его взяли в заложники. Больше этот президент никому за период своей каденции не объявит войну». Хотелось бы верить... Эдуард Даладье в 1938 году, вернувшись из Мюнхена, тоже думал, что он привёз мир. Политиков очень сложно взять в заложники - особенно при помощи орденов и титулов. Это только император Бокасса в 1978 году после ночи с двумя блондинками-москвичками и под воздействием ящика шампанского заявил о радикальном изменении курса своей страны - разрыве отношений с Израилем и установлении дипотношений с социалистическим Вьетнамом. Вряд ли Нобелевская премия может остановить Обаму. По большому счёту, любой американский президент уже является заложником - лоббистских групп, транснациональных корпораций, своего окружения и т.д. В равной степени, как и любой другой президент любого другого демократического государства. И Нобелевская премия вряд ли может стать надёжным противовесом.

В 1973 году Нобелевская премия мира была присуждена сразу двум политикам - советнику президента Никсона Генри Киссинджеру и лидеру Северного Вьетнама Ле Дук Тхо - за Парижские договорённости, приведшие к окончанию войны США во Вьетнаме. Однако вьетнамский лидер нашёл в себе силы отказаться от премии. Он считал, что Парижские договорённости - это только полумеры на пути к истинному миру в регионе. Это был единственный случай отказа от Нобелевской премии мира.

Сможет ли Обама повторить шаг Ле Дук Тхо? Или же станет жертвой новой ярмарки тщеславия?

Кость БондаренкоКость Бондаренко, Інститут української політики
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram