Между жамевю и дежавю. Хотя первичность состояния особой роли не играет. Поскольку, как известно, дежавю – это «психологическое состояние, при котором человек ощущает, что когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с определенным моментом прошлого, а относится к “прошлому вообще”». В свою очередь, жамевю – это «внезапно наступающее ощущение того, что хорошо знакомое место или человек тебе совершенно не известны. Все знания о них мгновенно и полностью стираются из памяти».
Ну кто, скажите, заставлял главу государства 11 декабря поздравлять украинский народ с победой? Правильно. Кроме его политтехнологов – никто. Во всяком случае, народ во второй половине дня в минувшую пятницу к телевизорам не рвался. Но г-ну Ющенко об этом как-то не доложили, и он начал тиражировать свою победную реляцию. Которую вслед за ним подхватили и иные государственные дамы и мужи. Нет, победа, это, конечно, хорошо. Только что победило 11 декабря – абсолютно неясно. Поскольку из знаковых для Украины событий в тот день можно выделить только двухдневное заседание исполкома УЕФА на острове Мадейра. Где в повестке дня, в том числе, значилось и окончательное решение по поводу числа украинских городов, которые будут принимать матчи финала Евро-2012. А заодно и место проведения финального матча.
Понятно, что событие неординарное. Можно сказать, нервное. Но при чем здесь победа? Кого над кем? Платини над Ющенко? Или все-таки Ющенко над Платини?
Да, Украине оставили формулу, оговоренную еще в апреле 2007 года в Кардиффе. То есть по четыре города-участника, старт в Варшаве и финал в Киеве на НСК «Олимпийский». Где триумф, господин президент? С чем это вы поздравляете страну? С чем поздравляет львовян мэр Садовый? Чему так радуется мэр Донецка? Что за праздник в КГГА? Полноте, господа. Расслабьтесь. Украина чудом избежала самого большого международного позора, к которому упорно шла больше двух лет.
А как вам отдельная президентская благодарность председателю Нацбанка Владимиру Стельмаху? Знаете, за что? Совершенно верно – «за выделенный ресурс для финансирования объектов Евро-2012»… Правда, при этом непонятно, как совместить этот фонтан радости с протестом, который Ющенко направил в Конституционный Суд. С тем самым, в котором глава государства настаивает на невозможности финансировать подготовку к Евро-2012 из сверхприбылей НБУ. То есть изо всех сил хочет отменить закон, дважды (с преодолением президентского вето) одобренный Верховной Радой.
Кстати, интересно, а что бы говорил Ющенко и иже с ним, если бы, не дай бог, Украина получила иной вердикт (что было вполне реально)? Ну, там, шесть польских городов и два украинских. И без финала в Киеве. Кто бы у нас стал крайним?..
Нет, похоже, что настоящие украинские патриоты сидят все же в исполкоме УЕФА. И именно в Ньоне, а не в Киеве лучше понимают угрозу наших политических рисков – как для проекта Евро-2012, так и для Украины.
Понятно, что о чистом альтруизме речь не идет. Евро-2012 – это не только футбол, но и очень большой бизнес. Так что без гарантий правительства касательно финансирования подготовки украинских объектов и инфраструктуры к Евро в первом квартале 2010 года поводов для радости не было бы и близко. Ну а потом второй тур президентских выборов в Украине вместе с некоторыми персонажами уже уйдет в историю. К тому же УЕФА оставил за собой право лишить статуса участника любой город, который начнет отставать от графика. Так что выходить из окопов на перекур и оправку еще ой как рано…
Теперь от присказки попробуем перейти к голой реальности.
На сегодня, по сути, мы имеем дежавю. То есть еще одну «победу, принесшую стране право на проведение Евро-2012». Четыре города-участника. И финал в Киеве. Правда, в отличие от апреля 2007-го, у Украины в активе два отличных новых стадиона – в Донецке и Харькове. Хороший темп работ по строительству новых терминалов и реконструкции взлетно-посадочных полос в аэропортах Киева и Харькова. Неплохая динамика в подписании договоров украинских отельеров с гостиничным оператором УЕФА в четырех основных городах, а заодно и в городах-сателлитах. Плюс кое-как идущая, но реконструкция дорог и пограничных переходов. Плюс какое-никакое, но уже имеющееся понимание некоторыми чиновниками различных уровней проекта Евро-2012.
Это позитив, который можно потрогать руками. Не говоря уже о том, что местный организационный комитет, то есть украинская дирекция турнира совместно с УЕФА, внедряет в жизнь обязательные блоки, связанные непосредственно с проведением матчей. Планы мобильности, концепцию безопасности, обучение стюардов и волонтеров, защиту интеллектуальной собственности.
В минусе можно отметить: как минимум полтора потерянных года, нестабильность финансирования, президентские выборы, выборы в местные советы, громоздкую схему управления процессом, отсутствие инвестиционного законодательства, мировой экономический кризис, отсутствие страховой медицины, постсоветскую ментальность чиновников, а также коррупцию, коррупцию и еще раз коррупцию. Ибо заявленные на 2010 год 6 млрд. грн, которые правительство планирует вложить в подготовку Евро-2012, в состоянии вызывать у экспертов по художественному распилу бюджетных денег весьма обильное слюноотделение.
Однозначного рецепта успеха пока нет. Но некоторые ингредиенты обозначить можно. Во-первых, после президентских выборов необходимо срочно облегчать схему управления процессом в исполнительной власти – попытаться уйти в сторону польской модели. Где всем управляет организация PL-2012. Шесть генеральных менеджеров по основным направлениям. От гостиниц и стадионов до здравоохранения и информатики. С довольно широкими полномочиями. Без украинского многократного дублирования функций с катастрофическим бюрократизированием процесса. Здесь, кстати, можно обратить внимание и на опыт Харькова. Где введена должность координатора подготовки города к Евро-2012. Правда, в Харькове таким человеком является генеральный инвестор Александр Ярославский. И, что характерно, под кураторством Ярославского в Харькове не отмечено ни одного коррупционного скандала. Пока, правда, в остальных городах своих Ярославских не обнаружено. Но кто мешает начать их выявлять…
Понятно, что можно говорить и о «во-вторых», и о «в-третьих» и так далее. Но до финала президентской гонки, переформатирования Кабмина и парламента кардинальные изменения маловероятны.
Так что пока главную тревогу будут вызывать потуги ряда небожителей собрать хоть какие-то дивиденды от «победы на Мадейре» перед своей отправкой в политический нафталин. Ведь на самом деле слово «победа» можно будет употребить разве что после финального свистка на финальном матче на НСК «Олимпийский» летом 2012 года.