Коротко для тех, кто ещё не слышал эту историю: трое мам из родительского комитета шестого класса отомстили ещё одной маме за то, что она не сдаёт деньги в фонд школы. Дамы из комитета заказали большой кремовый торт по случаю окончания четверти и принесли его в класс. Девочку, чьи родители не сдавали деньги, вызвали к доске и объявили, что она торт не получит. Девочка плакала, но ей не дали уйти с “праздника”, а другим детям, которые хотели поделиться с ней тортом, не дали это сделать. Классная руководительница по одной версии участвовала в травле, а по другой - просто присутствовала и не мешала издеваться над ребёнком. Позже выяснилось, что одна активных мам также является учительницей в этой школе.
Что было дальше? Учительницу, вопреки появившейся вчера в интернете информации, не уволили, а только лишили классного руководства. Директору объявили выговор, родительский комитет переизберут. При этом травля девочки и её мамы в классе продолжается.
История вызвала большой резонанс, но не удивила тех, чьи дети хотят в школу или государственный садик. Дело в том, что сбор денег на различные нужды - это почти обязательный атрибут обучения. Иногда сбор инициирует руководство заведения или непосредственно учитель/воспитатель - как правило собирают на канцелярские товары и моющие средства, но могут также просить профинансировать ремонт, покупку мебели, ковров, телевизора и т.д. Родители стараются угодить учителю или директору, чтобы в будущем это положительно сказалось на отношению к их детям. Некоторые искренне считают нормальным и правильным покупать мебель, на которую уже выделены государственные деньги. Или, например, телевизор в группу детского сада, чтобы воспитатели могли включить детям мультики и передохнуть.
Собирать можно на что угодно - была бы фантазия. Например, в группе Батьки SOS недавно фигурировала история, в которой воспитатель детсада требовала сдать деньги на подарок поварам в честь Дня повара. Люди сдавали, потому что “они же готовят нашим детям”.
Есть и другая категория поборов, которые инициируют сами родители из лучших побуждений - это в первую очередь подарки детям и учителям, а также организация праздников: торты, пицца, нанятые аниматоры. Тут тоже всё зависит от фантазии.
Я им говорю: “Ребята, вы нормальные? Зачем профессиональный оператор на утреннике в детском саду? Это 5 тысяч гривен! А они мне отвечают: “Наши дети этого достойны, а ваш нет?” - рассказывает Евгений, сын которого ходит в обычный киевский сад
Во многих садиках (в школах само собой) в этом году дарили подарки мальчикам в честь Дня защитника Украины. Не всем родителям это нравится, но ссориться с родительским комитетом рискуют не многие.
-
Когда я сказала, что глупо поздравлять трёхлеток как защитников родины, мне ответили другие родители, что это же для наших детей, и как я могу, и что жадная, и чтоб не сдавала, но тогда мой сын не получит подарка. Представьте себе реакцию трёхлетнего ребёнка, когда все дети из его группы получают подарок, а он нет? Конечно, я сдала. Но без слёз в этот день всё равно не обошлось - потому что детям подарили дешёвые китайские машинки, и у нашей быстро отломалось колесо, - жалуется Аня, сын которой ходит в сад в Киеве.
Откажись она сдавать деньги - другие родители без проблем сделали бы то же, что сделали родители в харьковской школе №151 - вручили бы подарки всем детям, кроме одного. И никому бы, скорее всего, не пришло в голову, что так поступать нельзя.
- Они настолько ослеплены своим желанием сделать всех счастливыми, что готовы растоптать на этом пути к счастью всех, кто им мешает. Благими намерениями выстелена дорога сами знаете куда, - говорит Аня.
Как и почти все родители, которые соглашаются говорить с журналистами, она не хочет, чтобы номер её сада упоминался, потому что боится гнева других родителей. Те, кто не хочет сдавать деньги на торты, подарки и так далее, обычно оказываются в меньшинстве. Если начинается травля - в процесс рано или поздно втягивают детей. А этого никто из родителей не хочет.
- Мы раскрыли коррупционную схему директора, но другие родители категорически против того, чтобы я об этом куда-то заявляла, - рассказывает киевлянка Женя. - Они меня очень просили никому об этом не говорить, потому что директор уже говорил с несколькими и намекал, что это отразится на успеваемости наших детей. Я сама готова бороться, но подставить сразу весь класс не могу.
- Мы ежемесячно сдаём 150 грн на праздники в классе, моющие, салфетки и т.д., а кроме этого ещё 50 грн - в общешкольный бюджет - на охрану, ремонт техники и ещё не знаю на что, - рассказывает мама первоклассника Леся. - Получается в масштабах школы около 75 тысяч гривен ежемесячно. И это чёрный нал. Мне пришлось удалиться из школьного чата в вайбере. Потому что когда я спросила о назначении средств, другой родитель - он, кстати, член общешкольного родительского комитета - откровенно мне нагрубил, а глава родительского комитета на меня обиделась.
Поскольку многие родители свято уверены, что подарки мальчикам на 14 октября и девочка на 8 марта - это добро, как и кремовые торты по случаю окончания четверти, надежды на глобальные изменения ситуации нет. Возможно, сегодня кто-то посочувствует харьковской девочке, но завтра обида на тех, кто отказывается сдать деньги “на детей”, снова возьмёт верх. Родители - частные лица, невозможно запретить им собирать деньги. А государство пока не научилось эффективно вмешиваться в ситуацию, даже когда она настолько безобразна, как случай в Харькове. При этом надо учитывать, что, скорее всего, по стране происходят десятки, если не сотни таких случаев в год (вспоминаем историю Ани и “можете не сдавать, но тогда вашему ребёнку не будет подарка”).
Можно категорически запретить вручение подарков, а также поедание тортов и пиццы в школе - в том числе и ради того, чтоб избежать отравлений. Это, по крайней мере, не даст сделать заложниками празднований детей, подарки для которых не оплачены.
Что касается сбора на более-менее реальные нужды - вроде охраны и бытовой химии, то проблема решается внедрением прозрачной процедуры. “Можно ведь публиковать отчётность на сайте школы, - говорит Леся, - кто закупает услуги и товары, какие, где, за сколько. Это сняло бы все вопросы о школьном фонде”.
И, конечно, заниматься сбором и распределением этих денег должен не родительский комитет. А вот помогать школе выбить от управления образования новую мебель, деньги на которую уже выделены, - вполне себе задача для родителей. И для принципиальных, и для тех, которые желают всем счастья.