ГлавнаяОбществоЖизнь

Античность и современность

Как-то так случилось, что в первый свой год лагерной жизни я прочитал взятую у Ивана Алексеевича Свитлычного книгу «Античность и современность». А в ней – яркую, впечатлившую меня статью известного исследователя древности Виктора Ярхо «Была ли у древних греков совесть?»

Руины античного Храма Посейдона на мысе Сунион, Афины, Греция.
Фото: greca.co
Руины античного Храма Посейдона на мысе Сунион, Афины, Греция.

Вообще-то такие слова как совесть, достоинство и подобные им в советском сугубо материалистическом языке употреблялись чрезвычайно редко. У советских идеологов они были на подозрении. Как и слово духовность. Поскольку она, духовность, не есть следствие внешней необходимости. И, следовательно, плохо контролируется государством.

Кто-то заметил: сегодня у украинского социума нет никакой нужды в личности. Громогласные разрушители нравственности из числа наших политиков занимают наше внимание больше, нежели совсем недавно ушедшие от нас Любомир Гузар и Мирослав Попович. Первые – интереснее, они наполняют телевизионный эфир драками, руганью и прочими проявлениями «наступательной позиции».

К счастью, это не полная правда. Достаточно большое число наших сограждан совсем не наслаждается сентенциями Мосийчука и Рабиновича. Несмотря на постоянное давление телевизионных каналов. В стране по-прежнему много интеллигентных людей, умеющих отличать добро от зла и правду от лжи. Не их вина, что их постепенно вытеснили близкие им по названию, но совершенно далекие по сути интеллектуалы. Являющиеся представителями функции, но никак не нравственного начала.

Любомир Гузар в стенах украинского парламента
Фото: 24 канал
Любомир Гузар в стенах украинского парламента

Знаю, нет ничего непонятнее современности. Поскольку будущее наше непредсказуемо, обращаюсь в прошлое. В то прошлое, которое определило настоящее. Был странствующий мудрец Григорий Сковорода, был и премудрый Сергей Аверинцев, подозрительный для русской православной церкви христианин. Еще в 1973 году он записал: «В полисные времена греки привыкли говорить о подданных персидской империи как о битых холопах. Мудрость Востока – это мудрость битых, но бывают времена, когда, по пословице, за битого двух небитых дают. На пространствах старых восточных деспотий был накоплен такой опыт нравственного поведения в условиях укоренившейся политической несвободы, который и не снился греко-римскому миру».

Это – и о нас. О битых холопах, надеющихся не на функционирующих холодных интеллектуалов, а на скромных, не взыскующих власти интеллигентах. Коих число в Украине немалое.

Смеясь, человек разделывается со страхом, а убивая себя, разделывается с надеждой. Уже сегодня очевидно: нас спасет ирония. Осмеивая политиканствующих наглецов, иными словами, возвращаясь к традиции острых анекдотов советской эпохи, мы защищаем себя от потоков лжи, льющихся с телевизионных экранов.

Ирония и добровольная смерть – две возможности, составляющие привилегию человека и недоступные зверю. Так утверждали древние. В Украине 21 века мы обязаны выбирать первое. И еще, очень важное: в предвыборный период не следует читать так называемые партийные программы. Как у Булгакова: не читайте газет, дамы и господа!

Семен ГлузманСемен Глузман, диссидент, психиатр
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter