Антиправительственный митинг в Бахрейне
Поколение SMS
17 января 2001 года, во время процесса, направленного на смещение филиппинского президента Джозефа, его сторонники в парламенте проголосовали за закон, препятствующий изучению ключевых доказательств относительно его действий. Менее чем через два часа после объявления результатов голосования тысячи филиппинцев, разгневанных тем, что их коррумпированный президент может избежать преследования, стеклись к центру Манилы. Манифестации частично были организованы посредством SMS («Go 2 EDSA. Wear blk – Ннаправляйтесь к EDSA, будьте одеты в черное»). Толпа быстро прибывала, и в течение ближайших дней центр столицы блокировали более миллиона человек. Мгновенность и неожиданность мобилизации людей – в течение этой недели было разослано около 7 миллионов SMS – перепугали депутатов, которые решили дать задних ход. Доказательства в конечном итоге были изучены, и 20 января президент покинул пост. Это событие стало первым в длинной череде событий, когда социальные медиа помогали сместить национального лидера. Сам Эстрада в своем крахе обвинил «поколение SMS».
Твиттер-революции, говорите? Да, действительно в части арабских революций последних лет были задействованы интерактивные нью-медиа: социальные сети twitter и Facebook. Правда, помимо таких вещей, как активное использование соцсетей и YouTube, были еще некоторые другие «малозначительные» моменты этих переворотов.
— Константин Винокуров
Twitter: Нобелевская Премия Мира?
Весной 2009 года десятки тысяч молдаван вышли на улицы Кишинева, чтобы выразить свой протест правительству коммунистов, а их акция получила ярлык первой «Twitter-революции», в связи с тем, что именно Twitter был использован в качестве средства мобилизации протестующих. Несколько месяцев спустя, когда в крупных городах Ирана протестовали студенты, чтобы оспорить переизбрание Ахмадинежада, американский Госдепартамент обратился к компании Twitter с просьбой дифференцировать обслуживание своего интернет-сайта, чтобы избежать выведения из строя такого критически важного инструмента мобилизации в ключевой момент истории Ирана. «Без Twitter народ Ирана не смог бы чувствовать себя так уверенно в борьбе за демократию и свободу», - заявил тогда бывший советник по вопросам национальной безопасности Белого дома, который даже предложил номинировать кандидатуру Twitter на Нобелевскую Премию Мира.
Революция коммуникационного ландшафта
Между 2001 и 2012 годом количество людей, подключенных к Интернету, увеличилось на 567% (2,4 миллиарда пользователей Интернета в мире по состоянию на июнь 2012 года), а в политически «горячих» регионах Ближнего Востока и Африки это увеличение составило соответственно 2640% и 3607%. За этот же период социальные медиа (Facebook, Twitter, Google+…) стали неотъемлемой частью ежедневной жизни обществ со множеством игроков – обычных граждан, активистов, неправительственных организаций, но также правительств, международных организаций, мультинациональных компаний.
В то время, как коммуникационный ландшафт становится все более и более насыщенным, сложным, интерактивным, население, связанное между собой этими коммуникациями, получает почти неограниченный доступ к информации, больше возможностей участвовать в общественных дебатах и более обширные возможности для участия в коллективных действиях.
Апологеты Twitter считают, что мир – в разгаре революции. Социальные медиа заново рождают социальную активность. Благодаря Facebook и Twitter традиционные взаимоотношения между властью политиков и волей народа терпят переворот и власть автократов ослабевает.
Сам факт массового использования социальных медиа в недавних «революциях» (Молдова, Ливия, Египет, Сирия) ничего не доказывает относительно собственно революционного характера этой инновации в политической сфере. Веским доказательством их важности может быть только демонстрация того, что в отсутствие этих медиа подобные возмущения не были бы возможны.
Twitter несомненно является революцией в сфере информационных технологий, однако это не значит, что эта инновация имеет настоящее значение. Иными словами, инновация что-то меняет при условии, что она решает задачей, которая на самом деле была задачей.
Какие у нас есть доказательства, что революции в доинтернетовскую эру страдали от нехватки информационной технологии? Решили ли социальные медиа проблему, которая должна была быть решена?
Революции до Twitter
История Латинской Америки пестрит социальными революциями против власти олигархии: яркий тому пример – история, запечатленная в романе Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Тем не менее, с момента расцвета социальных медиа традиционно очень высокая «социальная температура» Южной Америки скорее снизилась, чем повысилась. Движение за гражданские права, организованное черным населением в 60-е годы – яркий пример истории мобилизации всего населения не только в отсутствие электронной почты, SMS или Twitter, но еще и в крайне неблагоприятном информационном и правовом контексте.
Внимание, уделяемое использованию социальных медиа, выливается в некую историческую слепоту, заставляющую думать, что на репрессивные режимы действует только народная мобилизация. Во время холодной войны Соединенные Штаты инвестировали серьезные средства в целый ряд коммуникационных инструментов, которые должны были противостоять советской пропаганде. Во времена президентства Рональда Рейгана бюджет радиостанции RFE/RL (Радио Свободная Европа/Радио Свобода), базировавшейся в Мюнхене, наполовину превышал бюджет, которым располагает сегодня ОБСЕ. Десятки тысяч аппаратов Xerox контрабандным путем передавались на ту сторону железного занавеса, чтобы поддерживать самиздат. Несмотря на то, что на инструменты коммуникации и средства, для этого используемые, делался особый акцент, крах Советского Союза был спровоцирован не слушателями RFE/RL или читателями самиздата, а неожиданными последствиями неудачной попытки тогдашнего руководства модернизировать систему, неспособную отвечать на вызовы пост-индустриального мира. В 1989 году новая возможность общаться и воссоединиться, предложенная гражданам, мало повлияла на падение Берлинской стены по сравнению с выбором Горбачева больше не посылать танки, чтобы воспрепятствовать изменениям в странах Варшавского договора.
Значит ли это, что Twitter бесполезен? Социальные медиа не могут заменить то, что всегда требовалось для народной мобилизации: людей, связанных между собою прочными связями и готовых пойти на серьезные личные риски (увольнения, аресты, физические угрозы). Тип активности, связанной с социальными медиа – точно противоположный: слабо связанные между собой люди, мобилизующиеся вокруг сразу множества тем (Дарфур, ЛГБТ, бедность в Африке …), не рискующие совершенно ничем.