Через несколько лет «Университет третьего возраста» стал неотъемлемой частью университетов большинства франкоязычных стран и ряда стран Европы. Пьер Велла даже создал Международную Ассоциацию университетов третьего возраста. Учебные курсы таких университетов включают изучение музыки, истории кино и театра, искусства и литературы, домашней инженерии (так называют прикладные знания от сантехники до ремонта автомобиля), основ медицинской помощи, астрономии, экономики, философии и социологии, истории и даже международных отношений.
В Англии также решили воплотить в жизнь идею университета для пенсионеров, но посчитали, что приглашение университетских преподавателей в такие центры необязательно, у пенсионеров достаточно опыта и знаний, чтобы делиться ими друг с другом. Спустя много лет, в 2002 году, эта британская модель «Университета третьего возраста» была реализована на Волыни, а в последние 2-3 года «Университеты третьего возраста» открылись по всей Украине. Необходимость их создания обусловлена и общим старением населения, и отсутствием финансовых возможностей для самореализации пенсионеров в нашей стране.
Чтобы оценить пользу от затеи Пьера Велла в Украине, LB.ua направился в Печерский территориальный центр социальной помощи, при котором уже несколько лет функционирует Университет третьего возраста. Сейчас это - большой клуб для общения всех, кто хочет жить активной и полноценной жизнью, несмотря на возраст. Здесь, благодаря многочисленным волонтерам, проходят разнообразные занятия.
Кино для всех
Первый свой визит в «Университет третьего возраста» начинаю с посещения занятия по истории кино. В небольшом зале, стены которого увешены фотографиями мероприятий Университета, показывают фильм, используя большой телевизор и DVD-проигрыватель. Сейчас это роскошь для университетов третьего возраста в Украине. Не удивлюсь, если мне удалось попасть в единственный подобный киноклуб. На экране - «Мужчина и женщина» Клода Лелуша, где сыграли Трентиньян и Анук Эме. Татьяна Шевченко, ведущая, рассказывает о бунтарской молодости режиссера, его любви и фильмах. Оставляя свою жаждущую познаний аудиторию смотреть один из самых известных французских фильмов прошлого века, Татьяна выходит из аудитории пообщаться со мной.
- Откуда у вас такие познания в кино? - спрашиваю Татьяну.
- После университета я попала в бюро кинопропаганды. - говорит Татьяна. - Оно существовало при Союзе кинематографистов, 6 лет я работала в Доме кино, организовывала киноабонемент, привозила в Киев знаменитых актеров: Вячеслава Тихонова, например. Потом была работа в сети проката, которую сейчас полностью уничтожили. А тогда киноплощадка была - человек мог выйти, выступить, посмотреть фильм. Я была заведующей киевского кинолектория и отвечала за киевские площадки. И там занималась пропагандой кино, зарубежного и советского.. А появился киноклуб неожиданно. В Университете был DVD-проигрыватель. И я предложила смотреть фильмы из своей фильмотеки, – вспоминает Татьяна.
- А какие фильмы показываете?
- Цель моя - пропагандировать хорошее кино. Люблю показывать фильмы, которые вызывают противоположные мнения. Мои зрители - люди определенного возраста, нужно где-то тронуть их воспоминания, что-то в них всколыхнуть. Поэтому стараюсь подбирать фильмы так, чтобы было всем интересно. Фильм «И дождь смывает все следы» о юношеской любви вызвал небывалый ажиотаж. Многие прослезились и сказали, что фильм за 40 лет не утратил своей изюминки. Вообще, киноклуб занимает 3 часа целого дня, которые человеку нужно куда-то использовать. Понимаете, одно дело - прийти послушать пассивно и также пассивно уйти. Вот у нас краеведение есть - так там преподаватель заставляет писать сочинения. - Правда…?
- Вот вы удивляетесь, а это нужно себя заставить - на 3 листа сочинение написать. Иногда приходится убеждать следующим образом: если не напишите - не придете на следующее занятие. Нужна отдача. Я вот не заставляю писать, но прошу высказывать свое мнение. Мне споры моей аудитории очень интересны. О наших обсуждениях можно книгу написать.
- Молодежь трудно разговорить, - со знанием дела убеждаю Татьяну Шевченко. - Культура общения снижается - люди меньше читают и вообще имеют меньше времени на культурное развитие. Не то, чтобы общение между людьми не несло новые знания (хотя есть проблема и с этим), оно утрачивает мировоззренческий характер, порой, кажется, людям не о чем говорить, кроме как о текущих делах убегающей с огромной скоростью жизни, они не находят слов, чтобы выразить свое мнение. Заинтригованный, отправляюсь на урок строгой преподавательницы краеведения, которой удается убедить своих студентов писать сочинения.
Чтобы дома не сидели
В просторном актовом зале Печерского территориального центра социальной помощи несколько женщин ожидают начала занятия по краеведению. Алла Михайловна Городецкая, так зовут нашу героиню, рассказывает о том, почему так популярны ее уроки сразу в трех районах Киева.
- Давайте с самого начала расскажу свою историю, – начинает она. - Пошел четвертый год, как я вышла на пенсию. Пока была плохая погода зимой, я сидела дома, весной и летом гуляла по городу. Но затем я, одинокий человек, поняла, что можно так просидеть и всю оставшуюся жизнь в четырех стенах, и я пришла, как сейчас модно говорить, в шоковое состояние. Я по профессии врач-лаборант, а всю свою жизнь мечтала водить экскурсии по Киеву и читать то, что сейчас называется краеведением. Но тогда не сложилось - у меня были очень строгие родители, которые стояли на своем: сначала институт, сначала профессия, а потом… А потом была карьера, и закончилось тем, что я осталась одна - ни родителей, ни работы… И я поняла: ведь я не одна такая в Киеве. И тут, как знак от Бога - в мою квартиру постучались девочка и мальчик (с высоты моего возраста, конечно), и я, одинокий подозрительный человек, пустила их в квартиру. Это были представители Университета третьего возраста. Так все и началось. - А чего вы хотите достичь этими занятиями?
- Моя задача - вытащить пенсионера из состояния одиночества. Чтобы в установленный день, в установленное время женщина встала, позавтракала, украсилась и пришла в общество. Я ни одной лекции не назначила без того, чтобы спросить: «Девочки, о чем вы хотите послушать?» Весной мы обязательно ходим в Выдубицкий монастырь, и на сирень смотреть, и в Китаево… (шепчет) Ой, это все будет сюрпризом… Но самое главное - чтобы дома не сидели, чтобы не чувствовали себя никому не нужными.
- Я слышал, вы даете сложные домашние задания ?
- Да. Когда мы уходили на каникулы, в Шевченковском районе определили темы: «София Киевская», «Выдубицкий монастырь». А здесь, в Печерском, я дала одну единственную тему: - «Мой Киев родной» - и говорю: «Девочки, пишите, о чем хотите, пишите свои мысли, о том, что вас тревожит». Они такое пишут! Там такие воспоминания! Между нами говоря, я сидела и просто плакала. Проводим занятие, где все это обсуждаем. Чтобы не было так: пришли, прочитали, я сказала свое слово, разошлись. Честно говоря, я уже не мыслю себя без Университета, и несколько моих студентов слушают меня одновременно в нескольких районах. Мне это очень приятно. Ну, а меня уже ждут на уроке рисования, чтобы показать достижения Университета в пропаганде любви к искусству.
Возрожденное чувство красоты
Уроки рисования в университете появилось благодаря Веронике Садовской, которая до перехода на работу в территориальный центр работала веб-дизайнером. Вместе с ней я прихожу на занятие по рисованию, где уже собралось несколько почитательниц ее преподавательского таланта. На столе стоят акварель, гуашь, ваза с цветами, которую они и рисуют. Мне показывают десяток уже готовых работ.
Марина Ивановна, пенсионерка, работавшая инженером на заводе Арсенал, рассказывает, как занятия у Вероники открыли для нее мир искусства.
- Жизнь становится богаче, когда окунаешься в это творчество, и что-то у тебя получается, – говорит она.- Возрождается чувство красоты, хочется пойти на выставку, в театр, хочется видеть жизнь, наполненную богатыми красками. Может, это звучит немного высокопарно, но если получается картина - ты счастливым становишься. Я думала, что прожила много лет, и меня уже ничем не удивить - а тут новые ощущения в жизни.
С Мариной Ивановной выражают согласие остальные присутствующие.
- Главное - это общение и положительные эмоции от него, - продолжает она. - Мы друг друга здесь понимаем, хотя даже родственники над нами иронизируют. Вероника относится к занятиям так, что мы ходим на них с удовольствием. На прощание делаем фото с рисунками студенток. Скоро они окажутся на выставке.
Недоступное стало доступным
Одно из самых посещаемых занятий университета - информатика. В аудитории для обучения компьютерной грамотности заняты все места. Кто-то пришел со своим ноутбуком, подаренным детьми, кто-то сидит за стареньким монитором. Осваивают Word и другие программы. Молодой преподаватель, как потом оказалось - студент Национального Транспортного университета, объясняет женщине возможности ее нового ноутбука. Тут же мне впервые удается увидеть мужчин, посещающих занятия в университете - курсы компьютерной грамотности не оставили их равнодушными. Спрашиваю сидящую рядом женщину, что полезного она смогла вынести из уроков.
- Я не знала, как обращаться с компьютером, и боялась что-то cломать. Теперь чувствую себя увереннее. И на английский хожу, потому что много программ на английском, а я изучала в молодости французский, - говорит Валентина. Ее наставник уверен, что скоро Валентина сможет самостоятельно ориентироваться в Интернете.
- Мы позволяем людям в возрасте освоить современную технику. Мне кажется, я помогаю им делать шаг в правильном направлении, чтобы они не зависели от телевизора, могли пользоваться компьютером, качать фильмы, работать с программами, - говорит он.- А мне «Университет третьего возраста» дает преподавательский опыт, возможность работы в коллективе. Рядом с помещением, в котором проходит урок информатики, встречаю семейную пару - Людмилу и Валерия Колуевых. У них только что закончился урок английского языка.
- Мы очень хотим поехать за рубеж. Английский дается трудно, конечно. У нас один сын в Англии живет, а второй - в США. В Англии мы уже были, теперь в Америку собираемся, вот и язык пригодится. С нашими профессиями любовь к путешествиям естественна, мы были в большей части стран Европы.- рассказывает Людмила.
- А кто вы по профессии?
- Я архитектор, муж - скульптор. Валерий, муж, участвовал в создании музея Великой Отечественной войны, читал лекции о скульптуре в Университете третьего поколения, преподавал в Академии искусств. На Львовской площади есть Дом художника, так вот муза живописи на нем - его скульптура.
Преподает английский для Людмилы, Валерия и многих других студентов Университета - студентка Национального Лингвистического университета Наталья.
- Преподавать - это очень интересно. И люди заинтересованы, и мне хочется им помочь. Ученики талантливые и делают успехи,- говорит Наталья. Хочется, чтобы так, как Наталья, думали многие студенты вузов, чтобы пополняли количество волонтеров, оказывающих посильную помощь Университетам третьего возраста. Возможно, тогда наши в чем-то разные, в чем-то похожие поколения научатся лучше понимать друг друга.